Регистрация и использование иностранных брендов. Риски и полезные советы

С разрешением параллельного импорта предпринимателям стало важно разобраться, как отличать легальный импорт от серых схем. О том, как избежать рисков и не нарушить закон, читайте в нашей статье
С начала специальной военной операции, некоторые иностранные компании объявили об уходе с российского рынка. 

Некоторые предприниматели в России воспользовались этими обстоятельствами для регистрации на свое имя товарных знаков схожих с иностранными брендами.

Какие риски несет такое воспроизведение или использование средств индивидуализации или иных объектов интеллектуальной собственности?

Ранее мы сообщали о легализации параллельного импорта отдельных товаров.

Разрешение параллельного импорта — это мера российского правительства, направленная на обеспечение населения необходимыми и самыми востребованными товарами.

Однако при разрешении параллельного импорта может увеличиться объём ввоза на территорию России контрафактной продукции под видом параллельного импорта.

Постановление Правительства повлекло некую правовую неопределённость: ни сами правообладатели, ни поставщики продукции не могут точно сказать, где заканчивается исключительное право правообладателя.

Минпромторг при составлении списка брендов, которые могут ввозиться при параллельном импорте, не учел, что компании выпускают продукцию не под одним товарным знаком, а зачастую являются правообладателями нескольких обозначений. Например, продукцию в отношении «топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества,  воски минеральные» (27 ТН ВЭД ЕАЭС) под товарным знаком «Nissan» можно ввозить, а под «Murano» нельзя. При этом одна и та же продукция маркируется разными товарными знаками.
ВАЖНО

Принятые законодательные акты не отменяют ответственность за контрафакт (подделку товаров (групп товаров), незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности при производстве товаров).

Постановлением от 13 февраля 2018 года № 8-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487, пунктов 1, 2 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации:

«Товары, на которых товарный знак размещен самим правообладателем или с его согласия, ввезенные на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя, могут быть изъяты из оборота и уничтожены в порядке применения последствий нарушения исключительного права на товарный знак лишь в случае их ненадлежащего качества и (или) для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Таким образом, принятые нормы позволяют осуществлять легальный ввоз только качественных оригинальных товаров, которые жизненно необходимы потребителям или удовлетворяют иным социальным интересам, и включены в список Минпромторга.

Можно или нет зарегистрировать на свое бренд иностранного производителя, покинувшего Россию?

Российская Федерация является страной участником международных договоров, в соответствии с которыми должна быть обеспечена правовая охрана различным объектам интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 10 bis Парижской конвенции все страны участники должны обеспечить гражданам других стран средства эффективной защиты, в т.ч. от актов недобросовестной конкуренции.

Закон о конкуренции и Гражданский кодекс РФ также не допускает регистрацию сходного или тождественного товарного знака с ранее зарегистрированным или заявленным, и регистрацию товарного знака способного ввести потребителя в заблуждение.

Если подать на регистрацию, например, название известного производителя косметики, шин, шоколада, бытовой техники, которые заявили об уходе с российского рынка, то Роспатент откажет в регистрации. Чтобы не было отказа, нужно оспорить действие товарного знака в России.

Принимая во внимание, что для оспаривания регистрации нужно руководствоваться нормами законодательства, которые действовали на дату регистрации, то шанс оспорить какой-нибудь ушедший из России бренд компании маловероятен.

Использование товарного знака компании, ушедшей из России, несмотря на принятые недавно нормы о параллельном импорте, это все равно нарушение исключительного права, которое временно и в ограниченной форме допустили.
Законом установлено временное ограничение (снятие) ответственности за нарушение исключительного права и обстоятельства, когда действия по ввозу товара, произведенного в недружественной стране, не должны признаваться нарушением исключительного права. В то же время, если товары первоначально произведены или реализованы на территории другого государства, но нет документов, прозрачно подтверждающих происхождение товара и (или) существуют ограничения для реализации конкретных категорий товаров, то такие товары могут быть признаны контрафактными.

Т.е. законодатели и суды отличают оригинальный товар, товар, произведенный в дружественной стране, от контрафактного. Суды считают, что действующие исключения не распространяются на иной способ использования товарного знака и других объектов интеллектуальной собственности, например: предложение к продаже, в доменном имени, при маркировке товара.

Законодатель допустил сегодня ввоз исключительно оригинального и легально приобретенного товара, в котором используются объекты интеллектуальной собственности, без согласия правообладателя.

Уже выработана судебная практика, когда суды удовлетворяют требования правообладателей в связи с нарушением их исключительных прав.

Таким образом, видно, что Роспатент не допустит параллельную регистрацию или регистрацию заведомо (очевидно) сходного знака с товарным знаком иностранной компании.

Несмотря на кажущееся отсутствие ответственности в связи с разрешением параллельного импорта, законодательство России и правоприменительная практика говорит о недопустимости использования иностранных брендов и регистрации чужих товарных знаков (схожих с ними). Такие действия могут быть расценены как нарушение исключительного права иностранных правообладателей и (или) актом недобросовестной конкуренции.

Стоит отметить, что правообладатели вкладывают большие денежные средства в развитие, продвижение, защиту правовой охраны своего бренда, включая соблюдение всех условий транспортировки и хранения товаров. Если рассматривать на примере автозапчастей, как отмечают многие эксперты, то параллельный импорт создает дополнительные риски для конечного потребителя в части приобретения некачественного или контрафактного товара. Также возникают вопросы о гарантийных обязательствах дистрибьютора или иного поставщика, что в случае отсутствия таких обязательств может дополнительно вредить репутации бренда, т.е. обесценивать его в глазах конечного потребителя.

Без разработки дополнительных правовых механизмов на рынок может ввозиться контрафактная продукция. Сейчас будет достаточно представить документы, подтверждающие легальное приобретение товара, которые могут быть в некоторых случаях фиктивными. Проследить легальность приобретения сложно, что может наложить дополнительные риски для импортеров. Остается нерешенным вопрос, какие дополнительные механизмы предложит Правительство РФ для борьбы с ввозом контрафакта под видом «серого» импорта.

В связи с чем, рекомендуется иметь оригиналы документов, подтверждающих легальное происхождение товара (договоры поставки от производителя, заверенные копии лицензионных договоров между правообладателем и иностранным поставщиком, дистрибьюторские договоры с указанием на право использования ТЗ в рекламных целях, письма-согласия, иные аналогичные соглашения).
Патентные поверенные и юристы-патентоведы уже разработали форматы таких документов для разных случаев (форм ведения бизнеса, импорта, дистрибуции, в отношении различных видов товаров и т.п.).

Юристы и патентные поверенные ЦПО групп накопили достаточный опыт в связи с введением параллельного импорта и могут предложить различные правовые механизмы легального использования иностранных брендов.
Кисенков 
Павел Алексеевич
Патентный поверенный, руководитель отдела интеллектуальной собственности

+7 (495) 150-50-45 (доб. 457)
cpo34@pravorf.ru

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: