Регистрация и использование иностранных брендов. Риски и полезные советы
Некоторые предприниматели в России воспользовались этими обстоятельствами для регистрации на свое имя товарных знаков схожих с иностранными брендами.
Какие риски несет такое воспроизведение или использование средств индивидуализации или иных объектов интеллектуальной собственности?
Разрешение параллельного импорта — это мера российского правительства, направленная на обеспечение населения необходимыми и самыми востребованными товарами.
Однако при разрешении параллельного импорта может увеличиться объём ввоза на территорию России контрафактной продукции под видом параллельного импорта.
Постановление Правительства повлекло некую правовую неопределённость: ни сами правообладатели, ни поставщики продукции не могут точно сказать, где заканчивается исключительное право правообладателя.
Минпромторг при составлении списка брендов, которые могут ввозиться при параллельном импорте, не учел, что компании выпускают продукцию не под одним товарным знаком, а зачастую являются правообладателями нескольких обозначений. Например, продукцию в отношении «топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные» (27 ТН ВЭД ЕАЭС) под товарным знаком «Nissan» можно ввозить, а под «Murano» нельзя. При этом одна и та же продукция маркируется разными товарными знаками.
Принятые законодательные акты не отменяют ответственность за контрафакт (подделку товаров (групп товаров), незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности при производстве товаров).
Постановлением от 13 февраля 2018 года № 8-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487, пунктов 1, 2 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации:
«Товары, на которых товарный знак размещен самим правообладателем или с его согласия, ввезенные на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя, могут быть изъяты из оборота и уничтожены в порядке применения последствий нарушения исключительного права на товарный знак лишь в случае их ненадлежащего качества и (или) для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».
Можно или нет зарегистрировать на свое бренд иностранного производителя, покинувшего Россию?
Закон о конкуренции и Гражданский кодекс РФ также не допускает регистрацию сходного или тождественного товарного знака с ранее зарегистрированным или заявленным, и регистрацию товарного знака способного ввести потребителя в заблуждение.
Если подать на регистрацию, например, название известного производителя косметики, шин, шоколада, бытовой техники, которые заявили об уходе с российского рынка, то Роспатент откажет в регистрации. Чтобы не было отказа, нужно оспорить действие товарного знака в России.
Принимая во внимание, что для оспаривания регистрации нужно руководствоваться нормами законодательства, которые действовали на дату регистрации, то шанс оспорить какой-нибудь ушедший из России бренд компании маловероятен.
Использование товарного знака компании, ушедшей из России, несмотря на принятые недавно нормы о параллельном импорте, это все равно нарушение исключительного права, которое временно и в ограниченной форме допустили.
Т.е. законодатели и суды отличают оригинальный товар, товар, произведенный в дружественной стране, от контрафактного. Суды считают, что действующие исключения не распространяются на иной способ использования товарного знака и других объектов интеллектуальной собственности, например: предложение к продаже, в доменном имени, при маркировке товара.
Законодатель допустил сегодня ввоз исключительно оригинального и легально приобретенного товара, в котором используются объекты интеллектуальной собственности, без согласия правообладателя.
Уже выработана судебная практика, когда суды удовлетворяют требования правообладателей в связи с нарушением их исключительных прав.
Таким образом, видно, что Роспатент не допустит параллельную регистрацию или регистрацию заведомо (очевидно) сходного знака с товарным знаком иностранной компании.
Несмотря на кажущееся отсутствие ответственности в связи с разрешением параллельного импорта, законодательство России и правоприменительная практика говорит о недопустимости использования иностранных брендов и регистрации чужих товарных знаков (схожих с ними). Такие действия могут быть расценены как нарушение исключительного права иностранных правообладателей и (или) актом недобросовестной конкуренции.
Стоит отметить, что правообладатели вкладывают большие денежные средства в развитие, продвижение, защиту правовой охраны своего бренда, включая соблюдение всех условий транспортировки и хранения товаров. Если рассматривать на примере автозапчастей, как отмечают многие эксперты, то параллельный импорт создает дополнительные риски для конечного потребителя в части приобретения некачественного или контрафактного товара. Также возникают вопросы о гарантийных обязательствах дистрибьютора или иного поставщика, что в случае отсутствия таких обязательств может дополнительно вредить репутации бренда, т.е. обесценивать его в глазах конечного потребителя.
Без разработки дополнительных правовых механизмов на рынок может ввозиться контрафактная продукция. Сейчас будет достаточно представить документы, подтверждающие легальное приобретение товара, которые могут быть в некоторых случаях фиктивными. Проследить легальность приобретения сложно, что может наложить дополнительные риски для импортеров. Остается нерешенным вопрос, какие дополнительные механизмы предложит Правительство РФ для борьбы с ввозом контрафакта под видом «серого» импорта.
В связи с чем, рекомендуется иметь оригиналы документов, подтверждающих легальное происхождение товара (договоры поставки от производителя, заверенные копии лицензионных договоров между правообладателем и иностранным поставщиком, дистрибьюторские договоры с указанием на право использования ТЗ в рекламных целях, письма-согласия, иные аналогичные соглашения).
Юристы и патентные поверенные ЦПО групп накопили достаточный опыт в связи с введением параллельного импорта и могут предложить различные правовые механизмы легального использования иностранных брендов.
Павел Алексеевич
+7 (495) 150-50-45 (доб. 457)
cpo34@pravorf.ru
Регистрация товарных знаков
Интеллектуальная собственность
Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: