Нюансы налогообложения при распоряжении исключительными правами на РИД

Как определить наличие или отсутствие обязанности уплачивать налог в связи с распоряжением правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)? Рассмотрим в статье этот вопрос на примере реальной ситуации клиента ЦПО групп
1
О налоговых преференциях
Сегодня государство активно принимает меры, направленные на развитие предпринимательской и изобретательской деятельности в России.

В конце 2022 года Президент РФ заявил о том, что с 2023 года предприниматели смогут воспользоваться налоговыми льготами при покупке и внедрении отечественных IT-решений.

Также ранее Правительство утвердило льготный режим налогообложения для правообладателей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД). 

С 01.01.2024 г. вступают в силу поправки в ст. 284 НК РФ, предполагающие расширение перечня РИД, на которые будет распространяться право субъектов РФ снижать региональную часть налога на прибыль организаций.
Действие льготы относится на:

  • изобретения, полезные модели, промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными Роспатентом, международными организациями (при условии их действия на территории РФ) или зарубежными национальными (региональными) патентными ведомствами;

  • селекционные достижения, удостоверенные патентами Минсельхоза России;

  • зарегистрированные в Роспатенте программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.
При этом сегодня многие компании сталкиваются с проблемами определения налогооблагаемой базы в связи с распоряжением исключительными правами по договору (отчуждения, лицензии, фрашизы и т.д.). В особенности эта проблема возникает при трансграничной передаче прав.

Получается, что при наличии налоговых преференций компания не всегда понимает, вправе ли она ими воспользоваться, нужно ли ей платить налог и от чего зависит наличие/отсутствие налоговой обязанности в каждом конкретном случае.
2
Подробнее о сложностях, возникающих при уплате налога в связи с распоряжением правами
Для правильного определения налогов, подлежащих уплате в связи с распоряжением правами на РИД, необходимо верно квалифицировать договор.

Так, договор может касаться передачи прав (любых, за исключением права авторства) объектов авторского права (произведений науки, литературы), объектов патентного права (патенты на изобретения, полезной модели, промышленного образца), средств индивидуализации (товарные знаки, общеизвестные ТЗ, коммерческие обозначения).
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что в соответствии с положениями части четвертой ГК РФ термином «интеллектуальная собственность» (далее – ИС) охватываются только сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, но не права на них (статья 1225 ГК РФ).

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальную собственность) в силу статьи 1226 ГК РФ признаются интеллектуальные права, которые включают в себя исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв, право на неприкосновенность исполнения) и иные права (например, право следования, право доступа, право на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности, право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, право на получение патента и др.).
Из сказанного следует, что законодательство предусматривает разные способы распоряжения правами на объекты ИС. В зависимости от способа и/или объекта распоряжения различными правами, зависит и порядок налогообложения сделок, в том числе трансграничных.
3
Разберем ситуацию на конкретном примере
В ЦПО групп обратилась компания в связи с приобретением права на РИД у китайской компании. У клиента возникли сложности с определением обязанности оплаты налога на прибыль и НДС в качестве налогового агента. Ранее компания обращалась к двум другим консультантам и получила от них прямо противоположные мнения. Одни консультанты сообщили, что налог уплачивать не нужно, а другие посчитали, что налог необходимо уплатить. Для получения третьего мнения компания обратилась в ЦПО групп.

Наши юристы оценили ситуацию и пришли к следующим выводам.
Относительно налога на прибыль:

1. Особенность сделки в ее необычном предмете - передача права на получение патента на изобретение от китайской компании российскому лицу. Особенность этого права в том, что оно изначально возникает у автора изобретения, а не у компании.

2. В рассматриваемой ситуации нет перехода исключительного права, в связи с отчуждением таких прав в силу статей 1232 – 1234, 1365 ГК РФ. Российская компания приобрела по договору право на получение патента. Возможность заключения такого договора предусмотрена положениями статьи 1357 ГК РФ. То есть исключительное право на изобретение у российской компании возникает не в связи с отчуждением китайской компанией исключительного права. Российская компания получает исключительное право на изобретение после прохождения всех экспертиз, оформления патента и приобретения статуса патентообладателя (п. 1 статьи 1358 ГК РФ).

3. Согласно статье 12 «Доходы от авторских прав и лицензий» Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения от 13.10.2014 года доходы от авторских прав и лицензий облагаются налогом в случае платежей любого вида, получаемых в качестве возмещения за использование или за предоставление права пользования любым авторским правом на произведения литературы, искусства или науки, любым патентом, товарным знаком, дизайном или моделью, планом, секретной формулой или процессом либо за использование или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием, либо за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта.

4. Из анализируемых норм права следует, что операции по передаче права на получение патента на изобретение в указанный перечень не включены. Соответственно, обязанности по удержанию налога на прибыль в качестве налогового агента у российской компании нет.
Относительно НДС:

1. Рассматриваемый договор не является ни лицензионным, ни договором коммерческой концессии, освобождение от налогообложения, предусмотренное ст. 149 НК РФ на него не распространяется.

2. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ.

3. Таким образом, местом реализации вышеуказанного права на получение патента на изобретение по договору с китайской организацией является территория России.

4. Следовательно, при приобретении российской организацией у резидента Китая права на получение патента на изобретение по договору, местом реализации которого признается территория Российской Федерации, покупатель-российская компания обязана исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента.

Следует также помнить, что квалификацию договора о распоряжении РИД налоговый орган может производить исходя из существа (содержания) такого договора, а не его наименования. Соответственно, в иных случаях, например, при передаче объектов авторского права, зарегистрированных патентов и/или программ для ЭВМ, товарных знаков, и в зависимости вида договора может применяться другой режим налогообложения.
Рассмотренный пример показывает, насколько важно правильно квалифицировать договор. Верная квалификация поможет компании определить и своевременно исполнить налоговые обязанности, в то время как ошибочная квалификация может привести к неисполнению налоговой обязанности и вытекающим из этого неблагоприятным последствиям.

При возникновении сомнений в наличии обязанности по уплате налогов в связи с распоряжением правами на РИД рекомендуем своевременно обращаться за правовой помощью к профессиональным юристам.

Отметим, что в ЦПО групп налоговые юристы работают совместно с юристами из отдела практики интеллектуальной собственности. Такой подход позволяет всесторонне изучить ситуацию клиента и исключает ошибки в квалификации договора.
Костина Марина Алексеевна
Ведущий юрисконсульт

+7 (495) 150-50-45 (доб. 397)
+7 (903) 589-59-19
E-mail: cpo12@pravorf.ru
Налоговое право и споры
Сопровождение налоговых проверок на любой стадии, анализ и подготовка документов, защита при налоговых спорах
Интеллектуальная собственность
Регистрация и защита интеллектуальной собственности
Читайте в разделе Налоговое право и споры