Новое постановление Конституционного Суда РФ: расширяется перечень оснований для снижения компенсации в случае нарушения индивидуальным предпринимателем прав на товарный знак

КС РФ представил новую правовую позицию о возможностях снижения компенсации за нарушение исключительного права. В статью 1515 ГК РФ ожидается, что будут внесены изменения
Подготовлено специалистами ЦПО групп
19.10.2020
Суть дела
Предприниматель осуществляла реализацию на рынке товаров с изображениями, сходными до степени смешения с товарными знаками нескольких компаний. Поскольку предприниматель не приобретала права на использование этих товарных знаков, компании обратились в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании компенсации. Истцы потребовали выплатить им по 200.000 рублей, обосновав эту сумму лицензионными договорами с третьими лицами.
Арбитражный суд удовлетворил требования частично: компенсация в пользу каждого из истцов составила по 50.000 рублей, такое решение суд обосновал тем, что заявленный истцами размер компенсации чрезмерен, имеет карательный характер и противоречит принципам разумности и справедливости. Ответчик совершила правонарушение впервые и не знала о контрафактном характере реализуемой продукции, поэтому суд счел справедливым снизить размер компенсации. Также в обоснование решения суд указал на незначительную цену товара и отсутствие у истцов доказательств возникновения убытков.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истцы подали апелляционную жалобу в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, который обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности пп.2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ. Согласно указанной норме, правообладатель вместо возмещения убытков вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой с учетом цены, взимаемой за правомерное использование товарного знака.
В запросе суд указал, что указанная норма ГК РФ не позволяет при нарушении права на один товарный знак снизить общий размер компенсации, многократно превышающий причиненные правообладателю убытки при условии, что правонарушение совершено впервые, незаконное использование товарного знака не является существенной частью предпринимательской деятельности нарушителя и не носит грубый характер. Таким образом, при определении размера компенсации в каждом конкретном деле у суда не всегда есть возможность присудить соразмерную нарушению компенсацию.
Решение КС РФ
Конституционный Суд РФ согласился с тем, что при рассмотрении такого рода дел суды не должны быть лишены возможности учитывать все значимые обстоятельства, в том числе характер совершенного нарушения и материальное положение ответчика. Суды должны иметь возможность снижать компенсацию ниже определенного пп.2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ размера при наличии соответствующего заявления от ответчика и следующих оснований:
• компенсация существенно превышает величину убытков правообладателя;
• нарушитель должен являться индивидуальным предпринимателем
• незаконное использование товарного знака не являлось существенной частью предпринимательской деятельности нарушителя и не носило грубый характер;
• предприниматель совершил правонарушение впервые.
При этом КС РФ отметил, что возможность снижения компенсации не должна стать для нарушителей стимулом к продолжению незаконных действий, поэтому ее размер нельзя снижать более чем в два раза.
Конституционный Суд РФ признал пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ частично не соответствующим Конституции РФ и постановил внести в законодательство соответствующие изменения.
Таким образом, у судов появилась возможность снизить размер заявленной правообладателем компенсации при любом способе ее расчета правообладателем, что позволит частично снизить и без того значительное количество исков крупных правообладателей к индивидуальным предпринимателям.
До внесения изменений в ст. 1515 ГК РФ можно будет руководствоваться положениями указанного Постановления Конституционного Суда РФ от 24.07.2020 г. № 40-П.