Минфин России планирует внесение законопроекта об оптимизации и упрощении государственных и муниципальных закупок

Минфин 01.06.2020 направил в Правительство Российской Федерации предложение о выступлении с законодательной инициативой внесения изменений в закон о контрактной системе.
Согласованный с ведомствами-соисполнителями законопроект Минфин передал в Правительство Российской Федерации для его дальнейшей подготовки к внесению в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации.

Законопроект предусматривает упрощение ряда рудиментарных или избыточных элементов, некоторую систематизацию порядка проведения закупочной деятельности. Однако вместе с этим отчасти снижает уровень конкуренции и возможностей участников.

Основные нововведения:

1. Сокращение количества способов закупок до трех (в настоящее время используется 11 процедур) и унификация требований к составляемым в ходе закупок документам (извещениям, заявкам участников, протоколам). Избыточные и устаревшие процедурные требования исключаются.

2. Ускорение процедуры проведения торгов за счет оптимизации порядка взаимодействия и исчисления сроков процедур. Так, в частности, участники электронного аукциона могут приступить к торгам уже через 2 часа после окончания подачи заявок.

По предложению ФАС России законопроект предусматривает изменение процедуры электронного аукциона: сначала проходит этап подачи ценовых предложений, а затем осуществляется процедура допуска к участию в торгах.

3. Закупки ФСО России, Росгвардии и Роскосмоса смогут осуществляться в закрытой электронной форме по аналогии с закупками Минобороны России.

4. Вводится понятие «универсальная стоимостная предквалфиикация», что, в частности, означает, что к будущим закупках допускаются исключительно участники, которые ранее исполнили контракты в размере не менее 20 % от стоимости будущей закупки.

5. Введение возможности проводить торги, предметом которых являются строительные работы без установления требований к детальному описанию используемых оборудования и строительных материалов (т.н. «конкретных показателей») при наличии проектно-сметной документации).

6. Усиление антидемпинговых мер в части установления минимального размера обеспечения исполнения контракта - не менее 10 % от начальной (максимальной) цены контракта.

7. Предоставление регионам права определять единственных подрядчиков на строительство объектов во исполнение соответствующих поручений Правительства Российской Федерации.

8. Предоставление возможности исполнителям контрактов жизненного цикла предоставлять обеспечения исполнения раздельно: первоначально на создание объекта, а после создания объекта – на срок его эксплуатации.

9. Введение нового способа обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств – гарантия может выдаваться гос. корпорацией развития (ВЭБ.РФ); при закупках у малого бизнеса – региональными гарантийными организациями.

10. Переводится в электронную форму возможность приемки по контракту, расторжения контракта, обжалования действий заказчика.

11. Поставщик получает право обжаловать решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ФАС России. В целях реализации указанной процедуры срок для вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта увеличен с 10 до 15 дней.

12. Усиливаются требования к подаче в ФАС жалоб. Заявитель должен обосновать, что обжалуемые действия нарушают его права.

13. Расширяется перечень лиц, чьи действия можно обжаловать: банки и региональные гарантийные организации становятся субъектами контроля в сфере закупок.

Ожидается, что законопроект будет рассмотрен Государственной Думой в период весенней сессии ее работы.

Смотрите также: услуги в сфере закупочной деятельности

Статьи и практика в сфере закупочной деятельности

Подпишитесь на рассылку новостей законодательства в связи с COVID-19
Подписаться