Коллекторам хотят присвоить номер

5 февраля 2020 в эфире Радио Россия вышло обсуждение нового пункта о цифровых именах коллекторов из проекта Федерального закона "О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц", экспертом выступила директор московского офиса ЦПО Групп Науменко Лариса Сергеевна
Поводом послужил проект закона, по которому планируется обеспечить анонимность сотрудникам банков и коллекторских агентств путем присвоения каждому «цифровых» идентификаторов, чтобы защитить их от возможной агрессии должников. Науменко Лариса ответила на вопросы радиоведущих Радио России и дала экспертные комментарии.

Слушать эфир по ссылке: https://www.radiorus.ru/brand/...

- Расскажите, что это за такой идентификационный номер и действительно ли он так необходим коллекторам, и так ли опасно представляться именами?

Ответ эксперта ЦПО групп Науменко Ларисы Сергеевны:

«Суть предложения состоит в том, что работодатель будет присваивать своему сотруднику индивидуальный номер, которым он будет представляться при общении с третьими лицами, в частности, с должником. Данная инициатива направлена на то, чтобы защитить персональные данные взыскателя и лица, непосредственно общающегося с должником».

- Насколько действительно велика проблема мести коллекторам от должников?

Ответ эксперта ЦПО групп Науменко Ларисы Сергеевны:

«По своему опыту, с нарушениями прав должников мы сталкиваемся довольно регулярно и просто в массовом порядке. А вот по нарушению прав коллекторов нам лично столкнуться не удалось, поэтому это скорее всего больше надуманный шаг. На наш взгляд, положение должника ухудшится, так как, во-первых, в стрессовой ситуации довольно сложно запомнить номер, а во-вторых, вы должны идентифицировать человека, хотя бы для того, чтобы понять насколько законны и обоснованны его требования. В –третьих, если ваши права чем-то нарушены и возникнет необходимость пожаловаться в прокуратуру с неким номером, который еще неизвестно соответствует ли действительности, будет довольно проблематично».

- В последнее время говорят то о запрете коллекторов, то о предоставлении им дополнительных преференций. Что происходит вокруг этого всего?

Ответ эксперта ЦПО групп Науменко Ларисы Сергеевны:

«Проблема возникла из-за того, что судебные приставы малоэффективны во многих случаях и многие исполнительные производства ведутся формально, поэтому такие структуры как банки вынуждены свои долги взыскивать через коллекторов, которые достаточно часто нарушают права должников.
Поэтому есть и другая инициатива , такая как ликвидация коллекторов и введение частных судебных приставов, которые могли бы взять на себя нагрузку с государственных приставов и более эффективно работать по взысканию задолженностей».

- Что такое эффективное взаимодействие коллектора с должником?

Ответ эксперта ЦПО групп Науменко Ларисы Сергеевны:

«Предполагается, что коллекторы должны действовать исключительно в рамках закона. Сейчас достаточно много ограничений для коллекторов, но как вы понимаете, большинство из них просто не работает и на практике не применяется. Условно коллектор может позвонить вам ночью, он может общаться с третьими лицами, хотя у нас запрещено разглашать данную информацию, он может общаться с несовершеннолетними, дело доходит до угроз. Все эти ограничения, которые существуют в законе, просто не выполняются. Когда коллектор будет действовать в рамках действующего законодательства, опасаясь негативных последствий, тогда это будет эффективно.»

- Такие номера будут присваиваться не только коллекторам, которые непосредственно взаимодействуют с конкретными должниками, а в том числе и сотрудникам колл-центров. Так вот этих сотрудников стали постепенно заменять роботы. В этом случае, кому предъявлять претензии, если должнику звонят во внеурочное время или чаще, чем это разрешено по закону?

Ответ эксперта ЦПО групп Науменко Ларисы Сергеевны:

«Колл-центр - это не просто некий отдельно существующий робот, это коллекторское агентство или организация, которая в силу закона имеет право заниматься соответствующей деятельностью, и, конечно, вся информация должна быть предоставлена, если звонит робот, вы вправе жаловаться. То есть, вы можете начиная от банка узнавать кому были переданы ваши данные и жаловаться непосредственно в ту организацию, которой сейчас передана ваша задолженность».

- Насколько эффективны такие жалобы?

Ответ эксперта ЦПО групп Науменко Ларисы Сергеевны:

«Как показывает практика, если какой-либо случай получил общественную огласку, тогда определенная волна жалоб начинает рассматриваться. Но в текущем режиме и в общем порядке из-за огромного количества и многих неизвестных, большинство жалоб по существу не рассматривается и речь идет просто о формальных отписках должникам, что провели проверку, но выявить ничего не удалось. Поэтому, к сожалению, это тоже не работает, должник в большинстве случаев не защищен».

- Ну и таким образом мы приходим к тому, что подобная «цифровая» анонимность для коллекторов просто развязывает им руки?

Ответ эксперта ЦПО групп Науменко Ларисы Сергеевны:

«Да, я думаю, что здесь скорее нужно говорить о нарушении и ущемлении прав должника, нежели о защите коллекторов».