Как работает механизм национального режима при осуществлении гос. закупок

Если постановления Правительства РФ № 102, 616, 617, 832, 878, 925, 1236, 1289, 1746, а также приказ Минфина № 126н содержат в отношении одних и тех же товаров разные «правила игры», чем руководствоваться?
При осуществлении закупок в рамках Федерального закона «О контрактной системе...» (№ 44-ФЗ) и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№ 223-ФЗ) Заказчики обязаны соблюдать национальный режим.

223-ФЗ установил один механизм: приоритет российских товаров (работ, услуг), который регламентирован постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
Установленные правила по сути предоставляют ценовую преференцию продукции российского происхождения, белорусского (письма Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2858, № Д28и-2839) и стран ЕАЭС (письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № Д28и-1393) – 15 % для любых видов продукции; либо 30 % преференции продукции радиоэлектронной продукции.
В рамках 44-ФЗ предусмотрено три механизма реализации национального режима: запрет допуска, ограничение допуска, определение условий допуска для иностранных товаров. Различные подзаконные нормативные акты порой в отношении одних и тех же товаров, работ, услуг (далее по тексту «Товары») содержат и различные правила, в связи с чем не всегда очевидно, какими правилами руководствоваться.

1. Запрет на осуществление допуска иностранных Товаров установлен:

для Товаров иностранного происхождения (кроме стран ЕАЭС: Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия), включенных в перечни, утвержденные:

- Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
Правила не применяются при закупках в следующих случаях: при подтверждении Заказчиком невозможности соблюдения запретов, по критерию суммы закупок, необходимости применения запчастей и иных случаях необходимости обеспечения несовместимости Товаров, для целей безопасности, включения Товара соответственно в Реестр российской промышленной продукции или Реестр евразийской промышленной продукции.

В качестве подтверждения участники предоставляют выписку из соответствующего реестра.

Указание на код чужого Товара при отсутствии прав может повлечь негативные последствия на стадии рассмотрения заявок, заключения или исполнения контракта.
С порядком и условиями включения в Реестр российской промышленной продукции, который ведется Минпромторгом, рекомендуем ознакомиться в нашей статье: 
Правила получения заключения Минпромторга, подтверждающее российское производство товара
- Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В перечень включена одна Товарная позиция: 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных».

Правила не применяются в отношении Товаров, включенных в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Участники предоставляют информацию о включении Товара в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
- Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Правила не применяются в отношении Товаров, включенных в Реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения.

Участники могут предоставить декларацию о включении Товара в один из указанных реестров (либо не давать таких сведений).

Указание на код чужого Товара при отсутствии прав может повлечь негативные последствия на стадии рассмотрения заявок, заключения или исполнения контракта.
При невыполнении Участниками требований указанных постановлений (№ 616, 1236, 1746) Заявка подлежит «отклонению».

2. Если Участниками соблюдены вышеуказанные требования, применяются ограничения на осуществление допуска, которые установлены:

- Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В качестве подтверждения страны происхождения участники предоставляют сертификат о происхождении товара (СТ-1) для стран ЕАЭС. Для Товаров российского производства страна производства устанавливается по данным, указанным в регистрационном удостоверении.

Дополнительно для медицинских изделий одноразового применения российского производства (Приложение №2 к постановлению Правительства РФ № 102) требуется приложить акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации
- Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В качестве подтверждения страны происхождения участники предоставляют сертификат о происхождении товара (СТ-1) для стран ЕАЭС или заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
-  Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В качестве подтверждения страны происхождения участники предоставляют сертификат о происхождении товара (СТ-1) для стран ЕАЭС или номер в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
- Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В качестве подтверждения страны происхождения участники предоставляют сертификат о происхождении товара (СТ-1) для стран ЕАЭС или номер в Реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
- Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Подтверждение страны происхождения Участниками декларируется.

Закрепленный всеми указанными постановлениями принцип допуска получил название «третий лишний». При наличии не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям постановления, заявки участников, предложивших к поставке Товары иностранного производства (кроме стран ЕАЭС) подлежат отклонению.

3. При отсутствии оснований для отклонения – применяются правила об условиях допуска, которые определены приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Суть «условий допуска» сводится к предоставлению ценовой преференции 15 % или 20 % (в зависимости от вида Товара) товарам иностранного производства, если не представлены заявки в отношении товаров российского производства или стран ЕАЭС.

Во избежание негативных последствий, связанных с неверным определением возможности участия, с неверным оформлением заявок, а также в случае неправомерного отклонения заявок или рассмотрения заявок – рекомендуем обращаться за помощь к специалистам.
Также необходимо учесть, что в обжалование действий закупочной комиссии может быть осуществлено в сокращенные сроки (5 дней).