До 01 ноября работодатели обязаны направлять в военкомат отчетность по воинскому учету. Какая ответственность за неисполнение этой обязанности
Все организации, в которых трудоустроены призывники или сотрудники в запасе, должны вести воинский учет и сдавать отчетность в военные комиссариаты. Обязанность для работодателя не новая, однако до объявления частичной мобилизации у многих организаций ведение воинского учета не входило в список приоритетов. Сегодня ситуация в России кардинально изменилась, перед работодателем встала задача направлять ли в военкоматы отчетность по воинскому учету, в какой срок и какая ответственность грозит за непредоставление сведений.
Юридическое обоснование обязанности по ведению воинского учета
Статьей 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников.
Статьей 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - ФЗ № 53) установлено, что органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с указанным Федеральным законом и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение № 719).
Статьей 4 ФЗ № 53, установлено, что руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
Пунктами 27, 30 и 32 Постановления № 719, пунктами 28 и 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 установлено, что работники, осуществляющие воинский учет, обязаны, в том числе:
Статьей 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников.
Статьей 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - ФЗ № 53) установлено, что органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с указанным Федеральным законом и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение № 719).
Статьей 4 ФЗ № 53, установлено, что руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
- оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
- обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
- направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
- направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
- вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет
Пунктами 27, 30 и 32 Постановления № 719, пунктами 28 и 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 установлено, что работники, осуществляющие воинский учет, обязаны, в том числе:
- проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов;
- заполнять учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета;
- разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
- информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
- вести и хранить учетные документы граждан, поставленных на воинский учет;
- направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы МСУ сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций);
- направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов МСУ необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
- представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
- сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан.
Таким образом, организации, в которых трудоустроены сотрудники в запасе или сотрудники-призывники должны вести воинский учет, формировать отчетность и взаимодействовать с военным комиссариатом.
По каким формам нужно отчитываться?
В таблице приведены названия форм отчетности и сроки их предоставления. Отметим, что не все формы есть в открытых источниках, как и не все сроки предоставления данных четко установлены. Закрытую информацию необходимо уточнять в военкоматах.
Форма, НПА | Сроки | Примечание |
Сведения о сотрудниках мужского пола, которым в следующем году исполняется 17 лет, а также гражданах старших возрастов, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, подлежащихпервоначальной постановке на воинский учет Приложение 6 к Положению № 719. И Анкета Приложение 7 к Положению № 719. |
Ежегодно, до 1 ноября | В список включают работников, которым в следующем году исполнится 17 лет. Отдельным разделом в конце списка указываются граждане старших возрастов, не поставленные ранее на воинский учет. Пояснения по заполнению списка |
Форма 18. Карточка учета организации | Заполняется при постановке на учет и подается ежегодно | Форма в открытых источниках отсутствует, необходимо обращаться в военкомат |
План работ по воинскому учету и бронированию Приложение 17 к Методическим рекомендациям |
Подается до 31 декабря предшествующего года | |
Сведения при приеме на работу или увольнении Приложение 9 к Методическим рекомендациям |
Подается не позднее 2-хнедель с даты издания приказа | Предоставляется в отношении работников, состоящих на воинском учете или обязанных состоять на воинском учете |
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете Приложение 10 к Методическим рекомендациям |
Подается не позднее 2-хнедель с даты получения запроса от военкомата | |
Списки работников 15 и 16 лет Приложение 11 к Методическим рекомендациям | До 15 сентября | |
Сведения об изменении учетных данных работника Порядок и приложение 2 к Методическим рекомендациям |
Не позднее 2-хнедель с даты получения информации об изменениях | |
Форма 6. Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе | Подается ежегодно, до 1 января | Заполняется организациями, которые бронируют сотрудников. Форма в открытых источниках отсутствует, необходимо обращаться в военкомат |
Форма 19. Сведения об обеспеченности ресурсами | На период мобилизации, до 1 января | Сдается организациями, которые бронируют сотрудников. Форма в открытых источниках отсутствует, необходимо обращаться в военкомат |
Сверка учетных данных работников с данными военкомата Приложение 23 к Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 |
Ежегодно, в определенные комиссариатом сроки | Для сверки данных оформляется список сотрудников, состоящих на воинском учете |
Ответственность за административные правонарушения в области воинского учета
✔ Статья 21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в установленный срок (до 1 ноября 2022 года) влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.
✔ Статья 21.2 КоАП РФ
Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.
✔ Часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ
Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей.
✔ Статья 21.5 КоАП РФ
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей.
С мерами ответственности за иные административные правонарушения в области воинского учета можно ознакомиться в главе 21 КоАП РФ
Резюмируя сказанное
Как уже говорилось выше, одна из обязанностей работодателей в рамках воинского учёта — предоставлять в военкоматы списки граждан для первоначальной постановки на воинский учет.
В срок до 1 ноября 2022 года компания должна оформить и направить списки по приложению № 6 к Положению № 719 в военкомат, если в ней трудоустроены граждане мужского пола, которым в следующем году исполняется 17 лет, а также граждане старших возрастов, которые НЕ состоят на воинском учете, но обязаны состоять на воинском учете, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет.
По другим формам обязанность отчитаться к 1 ноября 2022 года в общем порядке не установлена, однако в отдельных случаях конкретные сроки подачи отчетности могут устанавливаться военными комиссариатами.
Как будет на практике
Отметим, что практика привлечения работодателей к ответственности за правонарушения в области воинского учета в период частичной мобилизации еще не сложилась. Пока сложно однозначно ответить в каком порядке и будут применяться санкции.
Однако исходя из буквального толкования статьи 21.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф за непредставление до 1 ноября 2022 года списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штрафные санкции должны применяться за факт непредоставления сведений о группе работников, которые должны быть внесены в список, а не о каждом работнике компании, по которому не поданы сведения.
В то же время содержание статьи 21.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что ответственность за неоповещение сотрудников о вызове их по повестке военного комиссариата, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата, будет применяться за каждый факт неоповещения и необеспечения возможности явиться в военкомат, иными словами, работодателя могут оштрафовать за каждого сотрудника, которого не оповестили о явке или которому не обеспечили возможность явиться в военкомат по вызову.
Также обращаем внимание, что в 2019 году депутатами на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о внесении изменений в КоАП РФ в целях увеличения размеров административных штрафов за правонарушения в области воинского учета, а также дополнения перечня поводов к возбуждению дел об указанных правонарушениях и установления возможности проведения административного расследования при производстве по делам о таких правонарушениях.
Законопроектом предлагалось установить штрафы по ст. 21.1 КоАП РФ в сумме от 3 000 до 10 000 рублей; по ст. 21.2. КоАП РФ в сумме от 5 000 до 10 000 рублей; по части 3 ст. 21.4 КоАП в сумме от 3 000 до 10 000 рублей, по ст. 21.5 КоАП РФ в сумме от 1000 до 5000 тысяч рублей.
Указанный законопроект не был принят. Однако в 2022 году ситуация в России изменилась, сегодня государство контролирует выполнение организациями требований по ведению воинского учета. Учитывая новые обстоятельства есть риски, что законодатель вернется к рассмотрению вопроса об увеличении санкций за правонарушения в области воинского учета.
Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: