Дайджест законопроектов в сфере IP

Собрали подборку законопроектов, затрагивающих положения 4-й части Гражданского кодекса РФ, которые находятся на рассмотрении в Государственной Думе
1
Законопроекты, принятые в первом чтении:
Законопроект № 479514-8 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (о сообладании исключительным правом)/

Законопроект направлен на решение вопросов о порядке выделения долей в исключительном праве и о распоряжении такими долями. В последние годы возможность сообладания исключительным правом активно обсуждается в доктрине и неоднократно становится предметом рассмотрения судов.

Множественность правообладателей — распространённая практика, особенно в высокотехнологичных сферах, где в создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности может участвовать несколько авторов и правообладателей).

Интересы таких лиц могут не совпадать, что, преимущественно в бизнесе, приводит к конфликтам. Споры между правообладателями могут нарушить коммерческие планы и негативно сказаться на экономических процессах в целом, мешая внедрению научно-технических разработок.

Законопроект основывается на позиции, что исключительное право — это единое и неделимое имущественное право. Однако выделение идеальных долей возможно, если несколько лиц совместно обладают правом и выражают желание выделить такие доли.
Законопроект № 509708-8 "О внесении изменений в статью 1280 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (об использовании программ для ЭВМ и баз данных)

Законопроект о тестировании защищенности программ.

Как правило, в составе информационных систем используется комплекс программ разных правообладателей на основании отдельных пользовательских соглашений, некоторые из которых прямо запрещают выполнение ряда действий, осуществляемых при анализе защищенности.

Согласно ГК РФ, владелец экземпляра программы для ЭВМ может изучать и исследовать её функционирование без осуществления действий, которые выполняются в ходе тестирования защищенности. Для последнего нужно получать разрешения от правообладателей каждой программы, входящей в состав информационной системы. Без таких разрешений существует риск нарушения авторских прав, что грозит возмещением убытков, выплатой компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей или двойной стоимостью использования программы.

Новый законопроект предлагает разрешить пользователям (или их представителям) исследовать уязвимости программ для исправления ошибок, но только в отношении программ, которыми они законно владеют.

Для защиты прав правообладателей вводится запрет на передачу информации о недостатках третьим лицам, кроме правообладателя. Также пользователи обязаны сообщать о выявленных недостатках в течение 5 рабочих дней.
Принятие законопроекта позволит проводить анализ уязвимостей в любой форме, без разрешения правообладателей соответствующих программ, в том числе владельцев инфраструктурных и заимствованных компонентов.
2
Законопроекты, находящиеся на разных стадиях рассмотрения:
Законопроект № 638828-8 «О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (о компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак).

Законопроект предусматривает дополнение статьи 1515 ГК РФ новым подпунктом, согласно которому в определенных законом случаях суду с учетом конкретных обстоятельств дела предоставляется правомочие по снижению компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Это возможно в случае, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости тех же товаров, на которых незаконно размещено тождественное или сходное до степени смешения обозначение.

Предусмотренные в законопроекте случаи, при которых допускаются снижение размера компенсации или отказ во взыскании компенсации, а также условия реализации судом указанных правомочий сформулированы с учетом правовых позиций.

Таким образом, законопроект обеспечит соблюдение единообразного
подхода к определению размера компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак.
Законопроект № 684760-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о совершенствовании законодательства об обороте исключительных прав).

В законопроекте предлагается внесение новых положений в абз. 2-4 п. 3 ст. 1229 ГК РФ, расширяющих возможности в установлении исключительного права на результат интеллектуальной собственности:
  • путем определения доли каждого из правообладателей (абзац второй в новой редакции пункта 3 статьи 1229 ГК РФ);
  • путем распоряжения таким правом совместно (новый абзац (третий) пункта 3 статьи 1229 ГК РФ);
  • путем осуществления распоряжения правообладателем самостоятельно предусмотренными Кодексом способами, применимыми к распоряжению исключительным правом на соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, если Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное (новый абзац (четвертый) пункта 3 статьи 1229 ГК РФ).

В случае неиспользования «интеллектуальной собственности» в связи с санкционными ограничениями, любое лицо, готовое использовать эту собственность, может обратиться в суд с иском о выдаче принудительной лицензии на использование искомого произведения.
Законопроект № 818556-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».

В целях обеспечения технологического суверенитета и развития промышленности, в том числе ТЭК, с учетом современных технологий предлагается внести изменения в статьи 1359, 1360, 1360.1 и 1362 ГК РФ в сфере патентного законодательства.

Законопроект предусматривает модель, при которой уполномоченные российским правительством федеральные органы исполнительной власти утверждают перечни неиспользуемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в отношении которых выданы патенты или поданы патентные заявки.

Это будет касаться только тех объектов патентного права, которые потенциально необходимы для решения задач в сферах национальной безопасности, обороны, охраны жизни и здоровья граждан или национального экономического развития.

Законопроектом также предусмотрено, что после публикации Перечня любое российское юридическое лицо, соответствующее установленным требованиям, и обладающее необходимыми ресурсами (производственными, финансовыми, кадровыми и др.), может подать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, утвердивший данный Перечень, заявку об использовании включенного в Перечень результата интеллектуальной деятельности, неиспользуемого или недостаточно используемого зарубежным патентообладателем на территории России, без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом и с выплатой ему соразмерного вознаграждения.

Сидорова Анна Алексеевна

Младший юрисконсульт практики интеллектуальной собственности

+7 (495) 150-50-45 (доб. 386)
E-mail: cpo34@pravorf.ru
Получение патента
Помогаем по всем вопросам, связанным с патентными правами
Защита интеллектуальной собственности
Проведем переговоры, представим интересы в суде, взыщем с нарушителя компенсацию, защитим от необоснованных претензий