Административная ответственность для бизнеса может быть смягчена
Анализ законопроекта об изменении административной ответственности для ИП и юридических лиц
В октябре 2018 года Министерством экономического развития России был разработан законопроект, которым предлагается изменить порядок назначения административных наказаний для предпринимателей и юридических лиц, впервые совершивших правонарушение. На сегодняшний день законопроект находится на стадии публичных обсуждений и антикоррупционной экспертизы. Ознакомиться с ним можно на Федеральном портале проектов НПА, по номеру для поиска 84720.
Какие правила действуют сейчас?
Согласно статье 1.4 КоАП для отдельной категории субъектов - представителей малого и среднего предпринимательства, совершивших административные правонарушения, устанавливаются особые условия.
В статье 3.4 КоАП указано, что в случаях, когда предупреждение в качестве наказания за административное правонарушение не предусмотрено административным законом, наказание в виде штрафа может быть заменено субъектам малого и среднего предпринимательства (ИП или компаниям) на предупреждение.
Предупреждение выносится с учетом установленных законом ограничений. Согласно статье 4.1.1 КоАП заменить штраф на предупреждение возможно только в случае, если субъектами малого и среднего предпринимательства или их работниками правонарушение совершено впервые и если оно было выявлено в ходе осуществления государственного или муниципального контроля (надзора).
При этом в статье 3.4 КоАП указано, что наказание в виде предупреждения не назначается за правонарушения, причинившие вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам животного и растительного мира, безопасности государства, памятникам истории и культуры. Нельзя изменить наказание и в случае возникновения в результате правонарушения угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при наличии имущественного ущерба.
Кроме перечисленных условий, КоАП содержит и ряд других ограничений, не позволяющих заменить штраф на предупреждение. Например, не применяется этот вид наказания в случае недобросовестной конкуренции, при подделке документов, печатей, незаконном вознаграждении от имени компании и т.д. Полный перечень ограничений приведен в статье 4.1.1 КоАП.
В статье 3.4 КоАП указано, что в случаях, когда предупреждение в качестве наказания за административное правонарушение не предусмотрено административным законом, наказание в виде штрафа может быть заменено субъектам малого и среднего предпринимательства (ИП или компаниям) на предупреждение.
Предупреждение выносится с учетом установленных законом ограничений. Согласно статье 4.1.1 КоАП заменить штраф на предупреждение возможно только в случае, если субъектами малого и среднего предпринимательства или их работниками правонарушение совершено впервые и если оно было выявлено в ходе осуществления государственного или муниципального контроля (надзора).
При этом в статье 3.4 КоАП указано, что наказание в виде предупреждения не назначается за правонарушения, причинившие вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам животного и растительного мира, безопасности государства, памятникам истории и культуры. Нельзя изменить наказание и в случае возникновения в результате правонарушения угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при наличии имущественного ущерба.
Кроме перечисленных условий, КоАП содержит и ряд других ограничений, не позволяющих заменить штраф на предупреждение. Например, не применяется этот вид наказания в случае недобросовестной конкуренции, при подделке документов, печатей, незаконном вознаграждении от имени компании и т.д. Полный перечень ограничений приведен в статье 4.1.1 КоАП.
Что изменится?
Ответственность смягчается не только для малого и среднего бизнеса. В законопроекте предлагается исключить из вышеуказанных статей КоАП понятие «субъекты малого и среднего предпринимательства». Следовательно, административная ответственность смягчается для юридических лиц, не относящихся к среднему или малому бизнесу. С принятием изменений, наказание в виде предупреждения вместо штрафа (с учетом перечисленных ограничений) может быть вынесено в отношении любой компании, или индивидуального предпринимателя.
Сначала проверка. Также законопроектом дополняется статья 28.1 КоАП. Согласно тексту законопроекта, дело об административном правонарушении в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и их работников, при наличии установленных законом поводов к возбуждению такого дела, может быть возбуждено только после завершения контрольной закупки, мероприятия, или проверки.
Усиление контроля за административным расследованием. В статью 28.7 КоАП вносятся сразу несколько поправок. Устанавливается, что копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования высылается прокурору в течение суток. Также рассматриваемая статья дополняется пунктом 7, в соответствии с которым, результаты административного расследования вносятся в единый реестр проверок.
В пояснительной записке к проекту сообщается, что указанные изменения принимаются с целью защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проект был подготовлен по результатам селекторного совещания у Председателя Правительства РФ № ДМ-П36-39пр, проведенного еще в 2017 году, на котором, в том числе, обсуждался вопрос смягчения административной ответственности подконтрольных субъектов в случае, если правонарушение ими совершено в первый раз и не повлекло материального ущерба.
Сначала проверка. Также законопроектом дополняется статья 28.1 КоАП. Согласно тексту законопроекта, дело об административном правонарушении в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и их работников, при наличии установленных законом поводов к возбуждению такого дела, может быть возбуждено только после завершения контрольной закупки, мероприятия, или проверки.
Усиление контроля за административным расследованием. В статью 28.7 КоАП вносятся сразу несколько поправок. Устанавливается, что копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования высылается прокурору в течение суток. Также рассматриваемая статья дополняется пунктом 7, в соответствии с которым, результаты административного расследования вносятся в единый реестр проверок.
В пояснительной записке к проекту сообщается, что указанные изменения принимаются с целью защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проект был подготовлен по результатам селекторного совещания у Председателя Правительства РФ № ДМ-П36-39пр, проведенного еще в 2017 году, на котором, в том числе, обсуждался вопрос смягчения административной ответственности подконтрольных субъектов в случае, если правонарушение ими совершено в первый раз и не повлекло материального ущерба.