Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Основные характеристики и последние изменения
О правовой природе закупок с учетом последних изменений рассказал старший юрисконсульт ЦПО групп Прокопенко Максим.
Закупки являются эффективным инструментом для удовлетворения нужд их участников, поскольку позволяют сторонам заключать наиболее выгодные соглашения в условиях прозрачной и свободной конкуренции.
Все государственные закупки регулируются ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ). Закон определяет требования к госзакупкам и строго регламентирует процесс их проведения. Заказчиками по 44-ФЗ выступают государственные, муниципальные учреждения.
Законом от 18.07.2018 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) регулируются закупки, которые проводят субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные предприятия, государственные компании с долей участия РФ более 50%, их дочерние компании.
Законодательство о закупках постоянно изменяется и дополняется, последние масштабные поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ вступили в силу в июле 2018 года. Рассмотрим основные нововведения.
Законом от 18.07.2018 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) регулируются закупки, которые проводят субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные предприятия, государственные компании с долей участия РФ более 50%, их дочерние компании.
Законодательство о закупках постоянно изменяется и дополняется, последние масштабные поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ вступили в силу в июле 2018 года. Рассмотрим основные нововведения.
В связи с принятием ФЗ от 31.12.2017 N 504-ФЗ в июле 2018 в закон о госзакупках внесены существенные изменения относительно способов закупок, порядка их проведения, процесса контроля и обжалования:
1. Изменилась терминология
В закон внесены новые определения: электронная площадка, специализированная электронная площадка, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки.
2. Поменялись способы закупок и правила их проведения
В июле текущего года осуществлен переход на электронную форму конкурентных закупок. Заказчики получили право на проведение электронных конкурсов, запросов предложений и котировок. При этом с января 2019 года электронная форма закупок станет не правом, а обязанностью заказчика. Бумажная форма допустима только в исключительных случаях:
для закупок за границей;
при запросах котировок для скорой помощи;
при выборе участников закупок и запроса котировок для помощи при природных, техногенных ЧС и устранения их последствий;
при закрытых закупках;
при закупках у единственного поставщика;
при закупках по решениям Правительства.
3. Утверждены правила проведения закупок:
закупки могут проводиться на восьми отобранных Правительством площадках
закрытые закупки проводятся только на специализированных площадках
подавать заявки на участие в закупках необходимо через электронные площадки
стороны закупки должны иметь усиленные квалифицированные электронные подписи.
4. Введен новый реестр
В Единой Информационной Системе в сфере закупок с января 2019 года будет вестись реестр участников закупок. Участники смогут зарегистрироваться в ЕИС бесплатно, в электронной форме. После регистрации участника закупок оператор электронной площадки проводит его аккредитацию. Подавать заявки без регистрации в реестре аккредитованные на площадках лица смогут только до конца 2019 года.
Реестр создается для автоматизации процесса получения информации об участниках закупки. С внедрением реестра заказчик сможет оперативно получать сведения о действующих лицензиях участников, их налоговом статусе, о наличии или отсутствии задолженностей.
Порядок ведения реестра разрабатывается Правительством РФ, до настоящего времени он не утвержден, но соответствующая правовая база подготовлена. 26.08.2018 Минфином России представлен доработанный проект Постановления «О порядке ведения единого реестра участников…», которым утверждаются правила ведения реестра, порядок внесения в него изменений, перечень и сроки предоставления включаемой в реестр информации и документов. Предполагается, что Постановление вступит в силу в начале декабря текущего года и будет распространяться на отношения, возникающие с начала 2019 года.
Реестр создается для автоматизации процесса получения информации об участниках закупки. С внедрением реестра заказчик сможет оперативно получать сведения о действующих лицензиях участников, их налоговом статусе, о наличии или отсутствии задолженностей.
Порядок ведения реестра разрабатывается Правительством РФ, до настоящего времени он не утвержден, но соответствующая правовая база подготовлена. 26.08.2018 Минфином России представлен доработанный проект Постановления «О порядке ведения единого реестра участников…», которым утверждаются правила ведения реестра, порядок внесения в него изменений, перечень и сроки предоставления включаемой в реестр информации и документов. Предполагается, что Постановление вступит в силу в начале декабря текущего года и будет распространяться на отношения, возникающие с начала 2019 года.
5. Процедуру закупки будет контролировать информационная система
С октября 2019 года отслеживать действия участников и заказчиков будет система «Независимый регистратор». Система будет проверять, как функционирует ЕИС, фиксировать действия участников, контролировать работу электронной площадки. Для осуществления указанных действий Правительством утверждены специальные правила (Постановления Правительства РФ от 28.07.2018 N 882 и № 883).
Информационная система создана для регистрации и хранения истории закупок на электронных площадках. Введение «Независимого регистратора» упрощает выявление нарушений в процессе проведения закупки, кроме того, контролирующие органы смогут оперативно получать необходимые для принятия решений сведения о совершенных во время закупки действиях.
Информационная система создана для регистрации и хранения истории закупок на электронных площадках. Введение «Независимого регистратора» упрощает выявление нарушений в процессе проведения закупки, кроме того, контролирующие органы смогут оперативно получать необходимые для принятия решений сведения о совершенных во время закупки действиях.
6. Изменились сроки внесения изменений в план-график
По общему правилу изменения в планы-графики вносятся не позднее, чем через 10 дней до момента размещения извещения о закупке в ЕИС. В июле 2018 года в ряде случаев изменять план-график можно не позднее, чем за один день до размещения такого извещения (например, при повторном конкурсе, закупке у единственного поставщика.)
7. Участие в электронных закупках стало платным
С 1 июля 2018 года операторы площадок получили право взимать плату за проведение закупки. Плату операторы будут брать при условии, что извещение о проведении закупки размещено в ЕИС. Освобождены от платы участники, с которым заключается контракт при уклонении победителя.
Условия и порядок взимания платы при проведении закупки утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2018 г. N 564. Согласно Постановлению плату взимают операторы электронных площадок с победителя открытой или закрытой электронной процедуры, при условии, что с ним заключается контракт.
Операторы вправе взимать плату в пределах, установленных Постановлением. Так, максимальный размер платы в закупках, в которых участвуют только СОНО и СМП, не может превышать 1% от НМЦК и не должен быть больше 2 000 рублей. В других случаях взимаемая оператором плата устанавливается в размере не более 1% от НМЦК и в сумме, не превышающей 5 000 рублей (без учета НДС).
Оператор вправе изменить размер платы, но установление платы в размере, превышающем указанные пределы, не допускается.
Участник закупки, с которым заключен контракт, переводит плату на банковский счет оператора.
Важно отметить, что плата взимается за проведение закупки, о которой было размещено извещение в ЕИС, или если приглашение принять участие в закупке направлено участнику позднее дня начала взимания платы.
Условия и порядок взимания платы при проведении закупки утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2018 г. N 564. Согласно Постановлению плату взимают операторы электронных площадок с победителя открытой или закрытой электронной процедуры, при условии, что с ним заключается контракт.
Операторы вправе взимать плату в пределах, установленных Постановлением. Так, максимальный размер платы в закупках, в которых участвуют только СОНО и СМП, не может превышать 1% от НМЦК и не должен быть больше 2 000 рублей. В других случаях взимаемая оператором плата устанавливается в размере не более 1% от НМЦК и в сумме, не превышающей 5 000 рублей (без учета НДС).
Оператор вправе изменить размер платы, но установление платы в размере, превышающем указанные пределы, не допускается.
Участник закупки, с которым заключен контракт, переводит плату на банковский счет оператора.
Важно отметить, что плата взимается за проведение закупки, о которой было размещено извещение в ЕИС, или если приглашение принять участие в закупке направлено участнику позднее дня начала взимания платы.
8. Поменялись условия для обеспечения заявки
Ранее в 44-ФЗ не указывался минимальный размер НМЦК, при которой требуется обеспечение заявки. По действующим правилам с 01.07.2018 минимальная НМЦК в конкурсах и аукционах, при которой заказчик требует обеспечения заявки, равна 1 миллиону рублей.
Что изменилось в 223-ФЗ
1. Определена форма закупок
Согласно части 2 ст. 3 Закона 223-ФЗ закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. При этом если участниками конкурентных закупок являются представители малого и среднего бизнеса, закупки проходят в электронной форме.
2. Утверждены способы проведения конкурентных закупок
В перечень способов закупки входят:
аукционы (открытые, закрытые, в электронной форме);
конкурсы (открытые, закрытые, в электронной форме);
запросы котировок (закрытые, в электронной форме);
запрос предложений (закрытые, в электронной форме).
3. Конкретизировано понятие «закрытая закупка»
Закрытой признается закупка, если информация о ней содержит государственную тайну. Проводится такая закупка в форме:
закрытого аукциона;
закрытого конкурса;
закрытого запроса предложений;
закрытого запроса котировок;
другой конкурентной закупки, которая проводится закрытым способом.
Сведения о проведении таких закупок не размещаются в ЕИС. Приглашения к участию в закупке заказчики направляют нескольким возможным поставщикам.
4. Установлены новые требования к содержанию Положений о закупке
С начала 2019 года Положения должны содержать сведения о порядке подготовки и осуществления конкурентных закупок, сведения об обеспечении закупки, порядок заключения договоров и порядок их исполнения. Если после 1 января 2019 года заказчик разместит в ЕИС положение, не приведенное в соответствие с новыми правилами, оно не будет считаться размещенным.
5. Установлены правила описания товара
Раньше разрешалось в описании товара указывать требования о поставке продукции из определенных стран, конкретного наименования и товарного знака. По новым правилам устанавливать такие требования запрещено. Если без указания товарного знака в описании обойтись нельзя, необходимо сопровождать его надписью «или эквивалент» (кроме случаев, перечисленных в п. 6.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ).
Таким образом, законодатель продолжает совершенствовать законодательство о закупочной деятельности, хотя не решенных вопросов остается еще много.
Таким образом, законодатель продолжает совершенствовать законодательство о закупочной деятельности, хотя не решенных вопросов остается еще много.