Ведомственное обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц

Процедура обжалования, частые ошибки, допускаемыми со стороны заявителей. Памятка для заявителей, обращающихся в таможенные органы в целях отстаивания своих прав и интересов в рамках ведомственной процедуры.
Взаимоотношения между бизнесом и таможенными органами многогранны в своих направлениях и зачастую связаны с принятием таможенными органами в отношении участников ВЭД различных решений, совершением юридически значимых действий. Вместе с тем, участник ВЭД не всегда может быть согласен с законностью вынесенного решения, совершенного действия. Восстановить нарушенную справедливость возможно посредством обращения к процедуре досудебного (ведомственного) обжалования.

В настоящее время участники ВЭД прибегают к использованию процедуры ведомственного обжалования сравнительно редко, предпочитая в большей степени обращаться с иском в суд. Данный факт подтверждается статистическими данными ФТС России, представленными в виде гистограммы ниже.
Рис. 1 Количество фактов обжалования решений таможенных органов в досудебном и судебном порядке за 2016-2019 гг.

Участники ВЭД считают, что судебное разбирательство является наиболее действенной процедурой восстановления нарушенной справедливости в отношении прав и законных интересов заявителей.

Вместе с тем, необходимо особо подчеркнуть, что процедура ведомственного обжалования имеет ряд преимуществ, в частности:
Участники ВЭД имеют право инициировать контроль в отношении вопросов законности и обоснованности принимаемых решений таможенных органов, подав жалобу, которая будет выступать в качестве внешнего повода для проведения проверки правомерности совершенных действий и/или принятых решений.

В общем виде ведомственная процедура обжалования сводится к прохождению следующих этапов:

Частые ошибки

Необходимо обратить внимание на следующие аспекты процедуры ведомственного контроля, которые сопряжены с частыми ошибками, допускаемыми со стороны заявителей:

1. Жалоба на действия (бездействие), решения таможенного органа должна подаваться в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, чьи действия или решения оспариваются. Если оспаривается решение таможенного поста, то жалоба подается в таможню. Если данное требование не будет соблюдено, то срок рассмотрения жалобы составляет не 1 месяц, а два, считая со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.
2.
Юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, а также представители, действующие от имени юридического или физического лица, должны подтверждать свои полномочия при подаче жалобы.
3.
Необходимо учитывать, что срок подачи жалобы составляет три месяца, по истечении которых дальнейшее обжалование в ведомственном порядке невозможно, за исключением случаев подачи ходатайства о восстановлении сроков вследствие их пропуска по уважительной причине.
4.
Законодатель закрепляет за заявителем право отзыва жалобы в любой момент до момента принятия решения, однако следует подчеркнуть тот факт, что в случае отзыва жалобы заявитель лишается возможности подачи повторного обращения по тому же предмету.
5.
В настоящее время представление жалобы возможно исключительно в письменной форме. Реализация ведомственной процедуры обжалования с подачей жалобы в электронной форме станет возможна только с 01.01.2022 года.

Ведомственная процедура обжалования является оперативным и эффективным инструментом защиты прав и законных интересов граждан и организаций в сфере таможенных правоотношений.

Однако не всегда решение, принятое по результатам её проведения, может удовлетворить требования заявителя. Вследствие этого законодательством установлена возможность обжалования такого решения в течение трех месяцев.

Памятка для заявителей

Учитывая преимущества ведомственного порядка обжалования и целесообразность повышения его значимости, специалистами компании CPO Group разработана памятка для заявителей, обращающихся в таможенные органы в целях отстаивания своих прав и интересов в рамках ведомственной процедуры. 

Памятка разработана на основании главы 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Скачать памятку