В ближайшее время может измениться критерий определения иностранных государств, на счета в банках (других организациях финансового рынка) которых допускается зачисление средств резиденту – физическому лицу
В августе 2019 года был принят Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле…» (далее - ФЗ № 265), частично снимающий ограничения на совершение валютных операций с использованием иностранных счетов. Соответствующие изменения были внесены в ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле (далее-ФЗ № 173)».
Предусмотренные ФЗ № 265 поправки вступают в силу с начала 2020 года, однако уже сейчас в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле вносятся новые изменения.
22.11.2019 на рассмотрение в Совет Федерации поступил Федеральный закон, предусматривающий поправки как в ФЗ № 173, так и в ФЗ № 265 (далее-ФЗ об изменениях в валютное законодательство). С текстом закона можно ознакомиться по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/753653-7. Рассмотрим основные изменения и их значение.
Что изменилось?
• суммы займов и кредитов в иностранной валюте по соответствующим договорам с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по договорам с резидентами государств – ФАТФ или ОЭСР на срок более двух лет;
• доходы от предоставления нерезидентам недвижимости и иного имущества физлица-резидента, расположенного за пределами РФ в аренду или субаренду;
• доходы по внешним ценным бумагам (в том числе средства накопленного процентного (купонного) дохода);
• средства, полученные физлицом - резидентом при отчуждении им внешних ценных бумаг, прошедших в соответствии с установленными правилами процедуру листинга;
• доходы от передачи в доверительное управление ценных бумаг или денежных средств доверительному управляющему - нерезиденту;
• средства, полученные гражданином - резидентом от нерезидента от продажи транспорта, являвшегося собственностью резидента за рубежом;
• средства, полученные гражданином - резидентом от нерезидента от продажи недвижимости, находившейся в собственности резидента за пределами России, при условии, что эта недвижимость зарегистрирована и находится в пределах государства - члена ОЭСР или ФАТФ, а также если такое государство участвует в автоматическом обмене информацией с РФ.
Напомним, что одним из самых ожидаемых изменений, существенно меняющем возможности граждан по зачислению средств на иностранные счета, была поправка, внесенная в августе текущего года ФЗ № 265 в статью 12 ФЗ № 173. В статье появилась новая часть 5.2, которой установлено, что наряду с вышеуказанными случаями на счета резидентов-физлиц в зарубежных банках могут быть зачислены средства от нерезидентов без ограничений, если эти банки располагаются на территории страны - члена ФАТФ или ОЭСР и это государство осуществляет с Россией автоматический обмен информацией.
Из сказанного следует, что для зачисления средств на иностранный счет от нерезидентов на счета резидентов, необходимо одновременное соблюдение двух условий:
• банк должен быть расположен на территории страны ФАТФ или ОЭСР;
• страна, в которой расположен банк, должна участвовать в автоматическом обмене информацией с РФ.
Обновленная редакция статьи 12 ФЗ № 173 начинает действовать только с 01.01.2020, но законодатель уже определил новые условия для зачисления средств физическими лицами на зарубежные счета.
Согласно тексту ФЗ об изменениях в валютное законодательство, в части 5.1 статьи 12 ФЗ № 173 страны-члены ОЭСР или ФАТФ заменяются на страны – члены ЕАЭС или иностранные государства, которые осуществляют с РФ автоматический обмен информацией. Следовательно, положения статьи 12 ФЗ № 173 о зачислении средств на иностранные счета теперь будут применяться к счетам, расположенным на территориях государств – членов ЕАЭС, или государств, участвующих в обмене информацией с РФ.
С момента вступления в силу ФЗ об изменениях в валютное законодательство, для решения вопроса о правомерности зачисления средств в случаях, перечисленных в части 5.1 статьи 12 ФЗ № 173, резиденту следует руководствоваться не перечнем стран ОЭСР/ФАТФ, как сегодня, а перечнем стран ЕАЭС, а также государств, участвующих в автоматическом обмене финансовой информацией в соответствии с Многосторонним соглашением об автоматическом обмене финансовой информацией (CRS МСАА), или другим международным договором.
Последствия изменений
Кроме того, в ФЗ об изменениях в валютное законодательство не конкретизировано понятие обмена информацией. Подписание государством МСАА не означает его автоматического участия в обмене информацией. Россия, как и любой другой подписант МСАА, участвует в автообмене только при условии двусторонней активации таких отношений с иностранным государством. При этом не все государства – подписанты МСАА активировали автоматический обмен с РФ.
Требует пояснения вопрос, что законодатель имеет в виду под автоматическим обменом: активацию автообмена с иностранным государством, или фактически осуществленный обмен финансовой информацией? Как резиденту-физлицу проверить, соблюдает ли он требования закона, получая средства на счет в банке, расположенном в государстве – участнике CRS МСАА?
Напомним, что сегодня законом предусмотрена достаточно серьезная ответственность за незаконные валютные операции, а к ним могут быть отнесены любые операции, прямо не указанные в ФЗ № 173, как разрешенные. Штрафы для нарушителей выносятся в размере в размере от ¾ до полного размера суммы запрещенной валютной операции.
На наш взгляд, положения ФЗ об изменениях в валютное законодательство требуют четкого пояснения, в противном случае возможно их неоднозначное толкование и последующее неправильное применение.