Товар добавлен в корзину
Оформить заказ

Смотрите также
от

Снятие ответственности импортеров за параллельный импорт в отношении определенных товаров

Закон, принятый в третьем чтении, ограничил применение гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к импортерам за разрешенный параллельный импорт в отношении определенных товаров.
22 июня 2022 года Советом федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

Ранее мы сообщали, что Постановлением Правительства от 29 марта 2022 года №506, разрешен параллельный импорт товаров в Россию по отдельным видам продукции.

19 апреля 2022 года Минпромторг, приказом № 1532, утвердил перечень товаров (групп товаров), в отношении которых разрешен параллельный импорт.
Действующий на текущий момент перечень товаров (групп товаров) больше посвящён товарам с длинной цепочкой добавленной стоимости, таким как: автомобилестроение, микроэлектроника, компьютерное оборудование, IT, товары текстильной промышленности (одежда, обувь, домашний текстиль), товары медицинского назначения и т.д.

Это направлено на сохранение уровня поступления товаров иностранного производства на рынок, возможность содержания/обслуживания уже приобретенных товаров иностранного производства.

Какие изменения вносит закон?

Параллельный импорт разрешили, однако ответственность не была отменена.

Принятый закон добавляет существенное уточнение о неприменении к импортерам товаров (групп товаров), утвержденных Минпромторгом, действующих норм о защите исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Тем самым, закон снимает ответственность с импортеров за разрешенный параллельный импорт в отношении определенных товаров.

Законодатель установил, что не является нарушением исключительных прав, и фактически отменил действие положений подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 ГК РФ, для ряда товаров (групп товаров), а также наложил ограничение на применение гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности для таких товаров.
Принятые законодательные акты не отменяют ответственность за контрафакт (подделку товаров (групп товаров), незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности при производстве товаров).
Следует отметить, что ранее уже неоднократно выдвигались предложения о внесении изменений в Гражданский кодекс в части отмены национального принципа исчерпания исключительного права, однако такие предложения откланялись, в том числе, по экономическим основаниям.

Была популярна точка зрения, что запрет на параллельный импорт позволяет развивать экономическую привлекательность России, «обязывает» иностранные компании организовывать производство товаров на территории России, но в последние годы Федеральная антимонопольная служба неоднократно высказывала обратную позицию.

Национальный принцип исчерпания права, с одной стороны, защита прав правообладателей и более закрытый рынок, с другой стороны - позволяет компаниям-правообладателям пользоваться своей монополией, увеличивая стоимость товаров для конечных потребителей. Наличие же международного принципа исчерпания исключительного права обязывает создавать более проработанные правовые модели защиты от контрафактной продукции, как самим правообладателям, так и законодателю.

Принятые законодательные акты в части легализации параллельного импорта становятся отправной точкой к принятию в Российской Федерации международного принципа исчерпания исключительного права на разные объекты интеллектуальной собственности.

Подобные изменения требуют комплексного подхода к законотворчеству, необходимо решать сразу вопросы, связанные не только с защитой объектов интеллектуальной собственности, но и улучшать регулирование в части запрета импорта для определенных категорий товаров, или дополнительных требований к таким товарам (например, медицинским препаратам), изменить правовые подходы к гарантийному, постгарантийному обслуживанию для определенных категорий товаров, модернизацию законодательства о конкуренции.

Текущие обстоятельства позволяют Правительству РФ оперативно решать назревшие и актуальные вопросы, в том числе, в сфере действия прав на объекты интеллектуальной собственности.

Если принятые законы покажут свою привлекательность и эффективность не только с правовой, но и с экономической точки зрения, то не исключено, что принятые законодательные акты найдут отражение в 4 части Гражданского кодекса на постоянной основе.

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: