С начала 2020 года вводится обязанность по уведомлению ФНС о счетах у зарубежных брокеров
Поправки коснулись, в том числе, взаимодействия с иностранными брокерами и обязательств по уведомлению налогового органа о таком взаимодействии. Что конкретно изменилось и как поправки отразятся на положении инвесторов?
В августе 2019 был принят Федеральный закон N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»…» (далее – ФЗ № 265), который внес ряд существенных изменений в действующее законодательство. Поправки коснулись, в том числе, взаимодействия с иностранными брокерами и обязательств по уведомлению налогового органа о таком взаимодействии. Что конкретно изменилось и как поправки отразятся на положении инвесторов?
Подробнее об изменениях
Изменения коснутся резидентов, имеющих счета у зарубежных брокеров. Инвесторы, которые уже взаимодействуют с иностранными брокерами, или только планируют открыть брокерский счет за границей, с момента вступления поправок в силу будут обязаны уведомлять налоговый орган об открытии (закрытии) такого счета, а также отчитываться о движении средств по нему (кроме предусмотренных законом исключительных случаев).
Ранее, согласно требованиям статьи 12 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», отчетность необходимо было предоставлять в ФНС только в отношении счетов в иностранных банках. ФЗ № 265 внес поправки в эту статью и теперь ее требования касаются как банковских счетов, так и счетов, открытых в иных организациях финансового рынка за границей. Рассмотренные поправки вступают в силу с 1 января 2020 года.
Обращаем внимание: отчет о движении денежных средств - это не декларация 3-НДФЛ, а отдельный документ, суммы в отчете и декларации могут различаться по причине применения различных расчетных баз. В отчете фиксируются сумма средств на начало года, объемы поступления и списания средств, остаток на конец отчетного периода. В декларации отражается полученная прибыль.
После вступления изменений в силу отчеты о движении средств и уведомления об открытии счетов у иностранных брокеров необходимо будет предоставлять в налоговый орган в срок до 1 июня следующего года. Так, если счет открыт в 2020 году, отчитаться в ФНС нужно до 01.06.2021 года. Тот же порядок применим в случаях, если владелец иностранного брокерского счета решит его закрыть, или если поменяются реквизиты счета.
В настоящее время нет форм для отчетов и уведомлений, разработанных с учетом новых требований. Действующие формы относятся только к счетам в банках. Вероятно, в ближайшее время ФНС даст по этому поводу разъяснения или выпустит обновленные формы.
Ранее, согласно требованиям статьи 12 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», отчетность необходимо было предоставлять в ФНС только в отношении счетов в иностранных банках. ФЗ № 265 внес поправки в эту статью и теперь ее требования касаются как банковских счетов, так и счетов, открытых в иных организациях финансового рынка за границей. Рассмотренные поправки вступают в силу с 1 января 2020 года.
Обращаем внимание: отчет о движении денежных средств - это не декларация 3-НДФЛ, а отдельный документ, суммы в отчете и декларации могут различаться по причине применения различных расчетных баз. В отчете фиксируются сумма средств на начало года, объемы поступления и списания средств, остаток на конец отчетного периода. В декларации отражается полученная прибыль.
После вступления изменений в силу отчеты о движении средств и уведомления об открытии счетов у иностранных брокеров необходимо будет предоставлять в налоговый орган в срок до 1 июня следующего года. Так, если счет открыт в 2020 году, отчитаться в ФНС нужно до 01.06.2021 года. Тот же порядок применим в случаях, если владелец иностранного брокерского счета решит его закрыть, или если поменяются реквизиты счета.
В настоящее время нет форм для отчетов и уведомлений, разработанных с учетом новых требований. Действующие формы относятся только к счетам в банках. Вероятно, в ближайшее время ФНС даст по этому поводу разъяснения или выпустит обновленные формы.
Когда отчет сдавать не нужно
Законом закреплено, что инвестор освобождается от обязанности подавать в ФНС отчет о движении средств по счету при соблюдении следующих условий:
1. Сумма средств, зачисленных на счет в отчетный период (или списанных со счета) не более 600.000 рублей (эквивалента этой суммы в валюте иностранного государства), или остаток на счете на конец года не превышает указанную сумму.
2. Финансовая организация, в которой открыт счет, расположена в пределах государства – члена ОЭСР или ФАТФ и это государство участвует в обмене информацией с Россией.
Важно понимать, что для освобождения от обязанности сдавать отчет необходимо одновременное соблюдение указанных условий. Так, если страна, в которой открыт счет, является членом ОЭСР или ФАТФ, но при этом она не обменивается с РФ информацией, владелец счета должен будет отчитаться перед налоговым органом о движении средств по такому счету.
1. Сумма средств, зачисленных на счет в отчетный период (или списанных со счета) не более 600.000 рублей (эквивалента этой суммы в валюте иностранного государства), или остаток на счете на конец года не превышает указанную сумму.
2. Финансовая организация, в которой открыт счет, расположена в пределах государства – члена ОЭСР или ФАТФ и это государство участвует в обмене информацией с Россией.
Важно понимать, что для освобождения от обязанности сдавать отчет необходимо одновременное соблюдение указанных условий. Так, если страна, в которой открыт счет, является членом ОЭСР или ФАТФ, но при этом она не обменивается с РФ информацией, владелец счета должен будет отчитаться перед налоговым органом о движении средств по такому счету.
Ответственность для нарушителей
В настоящее время статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность только за непредставление уведомлений и отчетов по счетам, открытым в иностранных банках.
За пропуск срока подачи уведомления об открытии (закрытии) счета в банке, или подачу уведомления в неустановленной форме для граждан предусмотрен штраф в сумме от 1000 до 1500 рублей. За непредставление резидентом в ФНС такого уведомления предусмотрен штраф для граждан в размере от 4.000 до 5.000 рублей.
За несоблюдение сроков передачи в ФНС отчетов о движении средств по счетам не более чем на 10 дней предусмотрены предупреждение или штраф для граждан в размере от 300 до 500 рублей. Если срок пропущен более чем на 10 дней, но менее чем на 30 дней, назначается штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. При пропуске срока более чем на 30 дней штраф составит от 2500 до 3000 рублей. За повторные нарушения сумма штрафа составляет от 10.000 до 20.000 рублей.
На сегодняшний день нет разъяснений ФНС об ответственности что за нарушения, связанные со счетами в иных финансовых организациях за рубежом. Полагаем, что законодатель доработает этот вопрос и внесет соответствующие поправки в КоАП. Также возможно, что за нарушения, связанные с отчетами и уведомлениями о счетах в иных финансовых организациях, будут применяться вышеуказанные меры ответственности.
За пропуск срока подачи уведомления об открытии (закрытии) счета в банке, или подачу уведомления в неустановленной форме для граждан предусмотрен штраф в сумме от 1000 до 1500 рублей. За непредставление резидентом в ФНС такого уведомления предусмотрен штраф для граждан в размере от 4.000 до 5.000 рублей.
За несоблюдение сроков передачи в ФНС отчетов о движении средств по счетам не более чем на 10 дней предусмотрены предупреждение или штраф для граждан в размере от 300 до 500 рублей. Если срок пропущен более чем на 10 дней, но менее чем на 30 дней, назначается штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. При пропуске срока более чем на 30 дней штраф составит от 2500 до 3000 рублей. За повторные нарушения сумма штрафа составляет от 10.000 до 20.000 рублей.
На сегодняшний день нет разъяснений ФНС об ответственности что за нарушения, связанные со счетами в иных финансовых организациях за рубежом. Полагаем, что законодатель доработает этот вопрос и внесет соответствующие поправки в КоАП. Также возможно, что за нарушения, связанные с отчетами и уведомлениями о счетах в иных финансовых организациях, будут применяться вышеуказанные меры ответственности.