С какими проблемами можно столкнуться при льготном технологическом присоединении до 150 кВт?

18.02.2020
Автор: Черменин Евгений, специалист ЦПО ГРУПП в области энергетики

Процесс технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрической сети сетевой организации регламентирован ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ № 35) и Правилами технологического присоединения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 ФЗ N 35 действуют нормы о так называемом льготном присоединении к электросетям до 150 кВт. 

    Что представляет собой указанная льгота и легко ли с ее помощью получить мощность за небольшие деньги?

    Механизм льготного присоединения

    Включение в статью 23.2 ФЗ № 35 условия о льготном режиме присоединения обусловлено стимулированием доступности электросетевой инфраструктуры в первую очередь для субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Льготный режим позволяет существенно экономить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, относящимся к указанной категории.
    Суть льготного присоединения в том, что в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства, необходимых для присоединения.
    На практике механизм льготного присоединения выглядит так: собственник объекта, нуждающегося в технологическом присоединении, обращается в сетевую организацию с заявкой на присоединение мощности в размере 150 кВт или менее. Для присоединения сетевая организация должна построить необходимую сетевую инфраструктуру. Заявитель не несет расходы на строительство данной инфраструктуры в составе платежа за технологическое присоединение, а обязан оплатить лишь мероприятия по подготовке и выдаче технических условий, проверке сетевой организацией исполнения заявителем технических условий, а также по подаче напряжения на свой объект.

    Нежелательные расходы сетевых компаний

    Электросетевым компаниям сложившаяся ситуация не нравится, поскольку наличие указанных льготных условий существенно снижает их прибыль. Являясь коммерческими структурами, они стараются избавиться от расходов, связанных с льготным присоединением. В этой связи возникают прецеденты, когда сетевые организации пытаются заставить организации, воспользовавшиеся льготным присоединением, оплатить услуги по технологическому присоединению вне рамок предоставленной льготы.

    По этой причине предприниматели могут столкнуться с неправомерными действиями сетевой организации при льготном присоединении. Выражаться они могут в следующем:
    отказ в выдаче договора на технологическое присоединение
    завышение стоимости присоединения либо выставление счета на оплату услуг по присоединению вразрез с нормой абзаца 8 п.2 статьи 23.2 ФЗ «Об электроэнергетике»
    оспаривание договоров на присоединение дополнительной мощности (попытки признать, что присоединение 150 кВт и дальнейшее увеличение мощности - процесс одного технологического присоединения, разделенного на 2 этапа)
    понуждение заявителя к оплате стоимости строительства объектов электросетевого хозяйства (полностью или в части)
    неисполнение заключенного договора на технологическое присоединение или затягивание сроков присоединения
    попытки признания договора технологического присоединения недействительным на том основании, что сделка совершалась предпринимателем в обход закона
    В качестве обоснования причин указанных выше действий сетевые организации ссылаются на недобросовестность некоторых потребителей, которые с целью необоснованной экономии намеренно подают заявки на технологическое присоединение мощности в 150 кВт и менее, а после ее присоединения подают заявку на увеличение мощности до реально необходимого уровня. Эти потребители преследуют цель уйти от огромных сумм, которые пришлось бы потратить на присоединение (речь идет о миллионах рублей). Указанное поведение сетевые организации расценивают как злоупотребление правом, а поскольку формально действия потребителей соответствуют закону – определяют их в качестве действий, реально направленных на обход закона.

    Каких-то однозначных критериев злоупотребления сетевые организации не называют и занимают позицию, что любое лицо, технологически присоединившее мощность в 150 кВт и подавшее в сравнительно кратковременный срок заявку на увеличение мощности – является нарушителем и должно оплатить услуги по технологическому присоединению из расчета окончательно присоединенной (увеличенной) максимальной мощности.

    В то же время увеличение мощности может быть обусловлено объективными причинами. Для ведения бизнеса добросовестному потребителю изначально может потребоваться мощность в 150 кВт, а затем в ходе деятельности ее потребуется увеличить. Закон не ограничивает право предпринимателя присоединять единовременно столько мощности, сколько требуется для эффективного ведения бизнеса.

    Таким образом, от действий сетевых организаций могут пострадать добросовестные потребители.

    Как предпринимателю защитить свои права?

    В большинстве случаев с рассмотренными препятствиями предпринимателям приходится бороться путем обращения в суд или в госорганы для обжалования действий сетевой организации.

    Возможно отрегулировать ситуацию могли бы соответствующие поправки в законодательство, определяющие критерии в области льготного технологического присоединения. Сейчас закон допускает возможность льготного присоединения для любого предпринимателя. Отсутствие четко установленных законом ограничений грозит еще и тем, что предприятия в целях экономии начнут массово резервировать избыточные мощности, которые не будут использованы. Избежать подобных ситуаций помог бы принцип Take-or-Pay, согласно которому плата за потребляемую электроэнергию формируется с учетом стоимости максимальной зарезервированной потребителем мощности.

    Однако на сегодняшний день никаких предпосылок для изменения сложившейся ситуации нет. 

    Добросовестные потребители по-прежнему сталкиваются со сложностями даже при объективной необходимости увеличить мощности после льготного подключения. Таким предпринимателям остается только посоветовать защищать свои права и доказывать добросовестность поведения, в том числе и в судебном порядке.

    Учитывая сложный характер таких разбирательств, для защиты прав рекомендуем обращаться за профессиональной юридической помощью.