С 1 июля 2019 года основания для блокировки банками операций по счетам могут измениться
Власти рассматривают законопроект, направленный на защиту интересов добросовестных клиентов кредитных организаций. О готовящихся изменениях читайте в статье
Контроль за денежными потоками, из которых может финансироваться террористическая деятельность, является одним из приоритетных направлений государственной политики России. В целях противодействия отмыванию преступных доходов в действующее законодательство регулярно вносятся поправки, благодаря которым ужесточается банковский контроль за операциями клиентов. Указанные меры, как правило, усложняют положение предпринимателя.
Однако в настоящее время власти рассматривают законопроект, направленный на защиту интересов добросовестных клиентов кредитных организаций. О готовящихся изменениях читайте в статье.
Какие правила действуют сейчас
В 2001 году в РФ был принят ФЗ N 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115). Во исполнение ФЗ № 115 в 2012 году Центробанк России утвердил Положение № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-Положение № 375-П), которым были закреплены требования к правилам внутреннего контроля банков.
В частности, Положением № 375-П были определены правила и порядок контроля кредитных организаций за сомнительными сделками. Закон наделил банки обязанностью выявлять необычные финансовые операции клиентов и пресекать их.
Положение 375-П содержит классификатор с указанием широкого списка признаков, указывающих на необычность сделки. Например, подозрение работника банка должны вызывать излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции, необоснованная поспешность в проведении операции, сделка, которая не имеет очевидного экономического смысла, отсутствие сведений о клиенте у обслуживающих его кредитных организаций и множество иных характеристик.
Кроме того, содержащийся в классификаторе перечень характеристик не является исчерпывающим. В Положении 355-П указано, что банк должен принять меры и при выявлении других признаков, а также подозрений, указывающих на вероятное осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма.Следовательно, под подозрение финансовых структур сегодня попадают самые разные предприниматели, независимо от характера их деятельности.
После выявления сомнительных факторов клиент банка заносится в неофициальный «черный список», после чего доступ предпринимателя к банковским услугам существенно ограничивается, что влечет для бизнеса неблагоприятные последствия.
Также банки активно начали блокировать операции с денежными средствами. Как правило, отказ клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции мотивируется пунктом 11 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ - непредставление запрашиваемых по этой операции документов. Отказ можно получить и в случае, когда у банковского работника, осуществляющего операции с денежными средствами, возникли подозрения, что операция совершается в целях отмывания доходов/финансирования терроризма.
Таким образом, деятельность финансовых структур по выявлению доходов, финансирующих терроризм, значительно усложнила работу российского бизнеса. Однако, ситуация может измениться в июле 2019 года. В настоящее время рассматривается законопроект Минфина о внесении изменений в ФЗ № 115.
В частности, Положением № 375-П были определены правила и порядок контроля кредитных организаций за сомнительными сделками. Закон наделил банки обязанностью выявлять необычные финансовые операции клиентов и пресекать их.
Положение 375-П содержит классификатор с указанием широкого списка признаков, указывающих на необычность сделки. Например, подозрение работника банка должны вызывать излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции, необоснованная поспешность в проведении операции, сделка, которая не имеет очевидного экономического смысла, отсутствие сведений о клиенте у обслуживающих его кредитных организаций и множество иных характеристик.
Кроме того, содержащийся в классификаторе перечень характеристик не является исчерпывающим. В Положении 355-П указано, что банк должен принять меры и при выявлении других признаков, а также подозрений, указывающих на вероятное осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма.Следовательно, под подозрение финансовых структур сегодня попадают самые разные предприниматели, независимо от характера их деятельности.
После выявления сомнительных факторов клиент банка заносится в неофициальный «черный список», после чего доступ предпринимателя к банковским услугам существенно ограничивается, что влечет для бизнеса неблагоприятные последствия.
Также банки активно начали блокировать операции с денежными средствами. Как правило, отказ клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции мотивируется пунктом 11 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ - непредставление запрашиваемых по этой операции документов. Отказ можно получить и в случае, когда у банковского работника, осуществляющего операции с денежными средствами, возникли подозрения, что операция совершается в целях отмывания доходов/финансирования терроризма.
Таким образом, деятельность финансовых структур по выявлению доходов, финансирующих терроризм, значительно усложнила работу российского бизнеса. Однако, ситуация может измениться в июле 2019 года. В настоящее время рассматривается законопроект Минфина о внесении изменений в ФЗ № 115.
Какие правила будут действовать после принятия закона
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был разработан во исполнение поручения Президента РФ по итогам встречи с женщинами-предпринимателями в марте 2018 года. Поправки в ФЗ № 115 направлены на защиту интересов добросовестных клиентов банков путем оптимизации подходов к применению банками мер по противодействию отмыванию преступных доходов.
Проект изменяет основания для принятия банками решений об отказе в совершении операций, а также порядок информирования о подозрительных операциях.
В пояснительной записке к законопроекту Минфин подтверждает, что банки часто блокируют операции без объяснения причин, чем наносят вред хозяйственной деятельности добросовестных клиентов. Законопроект предлагает усовершенствовать механизмы принятия банковскими работниками решений об отказе от заключения договоров банковского счета, о расторжении таких договоров и об отказе в выполнении операций с денежными средствами.
Если изменения примут, для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции одного только подозрения банку будет недостаточно. После принятия закона банк сможет отказывать в случаях:
1. Когда клиенту присвоен наивысший уровень риска совершения операций в целях легализации преступных доходов/финансирования терроризма.
2. Когда имеются сведения, дающие основание подозревать, что операция осуществляется в целях отмывания преступных доходов.
При этом отказать можно будет только при одновременном наличии указанных условий.
Напомним, что согласно Указаниям Банка России от 28.07.2016 N 4087-У и Положению № 375-П уровень риска клиента оценивается банком исходя из анализа имеющихся документации, информации о клиенте и осуществляемой им деятельности.
С принятием закона изменятся обязанности кредитных организаций в связи с отказом в проведении операций.
По письменному запросу клиента, которому отказано в проведении операции, банк должен будет предоставить информацию о причинах отказа и предложить меры для устранения оснований для отказа. Указанные сведения направляются банком в срок, не позднее 5 рабочих дней с момента получения запроса. Кроме того, банки будут направлять в Росфинмониторинг сведения о причинах отказа.
На сегодняшний день законопроект находится на этапе публичных обсуждений в отношении текста и антикоррупционной экспертизы.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу по номеру 82969.
Проект изменяет основания для принятия банками решений об отказе в совершении операций, а также порядок информирования о подозрительных операциях.
В пояснительной записке к законопроекту Минфин подтверждает, что банки часто блокируют операции без объяснения причин, чем наносят вред хозяйственной деятельности добросовестных клиентов. Законопроект предлагает усовершенствовать механизмы принятия банковскими работниками решений об отказе от заключения договоров банковского счета, о расторжении таких договоров и об отказе в выполнении операций с денежными средствами.
Если изменения примут, для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции одного только подозрения банку будет недостаточно. После принятия закона банк сможет отказывать в случаях:
1. Когда клиенту присвоен наивысший уровень риска совершения операций в целях легализации преступных доходов/финансирования терроризма.
2. Когда имеются сведения, дающие основание подозревать, что операция осуществляется в целях отмывания преступных доходов.
При этом отказать можно будет только при одновременном наличии указанных условий.
Напомним, что согласно Указаниям Банка России от 28.07.2016 N 4087-У и Положению № 375-П уровень риска клиента оценивается банком исходя из анализа имеющихся документации, информации о клиенте и осуществляемой им деятельности.
С принятием закона изменятся обязанности кредитных организаций в связи с отказом в проведении операций.
По письменному запросу клиента, которому отказано в проведении операции, банк должен будет предоставить информацию о причинах отказа и предложить меры для устранения оснований для отказа. Указанные сведения направляются банком в срок, не позднее 5 рабочих дней с момента получения запроса. Кроме того, банки будут направлять в Росфинмониторинг сведения о причинах отказа.
На сегодняшний день законопроект находится на этапе публичных обсуждений в отношении текста и антикоррупционной экспертизы.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу по номеру 82969.