Россия начала применять положения многосторонней налоговой Конвенции, заключенной 24.11.2016 в Париже

21.01.2021 Минфин России сообщил о начале применения Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – MLI). Как применение MLI отразится на положении российского бизнеса?
Гучуа Гуритана Геноевна
06.04.2021

Цели MLI

Положения MLI направлены на устранение злоупотребления международными соглашениями.
Российская Федерация договорилась применять MLI с 34 государствами, с которыми имеются соглашения об избежании двойного налогообложения (далее-СИДН). Договаривающиеся государства выразили общее намерение устранить двойное налогообложение, и при этом не допустить необоснованного избежания налогообложения или снижения налогоплательщиком налоговой нагрузки, в том числе через использование налоговых преимуществ резидентами третьих юрисдикций.

Особенности применения MLI

Согласно разъяснениям Минфина РФ, с 1 января 2021 года MLI применяется:
  • в полном объеме для налогов при взаимодействии с партнерами из 27 стран, включая популярные у бизнеса Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов;
  • для налогов у источника при взаимодействии с контрагентами из 7 государств: Кипр, Чехия, Индонезия, Республика Казахстан, Республика Корея, Португалия, Саудовская Аравия.

В отношении иных налогов MLI будет применяться с 2022 года.
Источник:
https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132407-informatsionnoe_soobshchenie_o_nachale_primeneniya_mnogostoronnei_konventsii_po_vypolneniyu_mer_otnosyashchikhsya_k_nalogovym_soglasheniyam_v_tselyakh_protivodeistviya_razmyv

Механизмы ограничения льгот

Российская Федерация выбрала 2 предусмотренных MLI механизма:
1) упрощённое ограничение льгот

Получатель дохода должен соответствовать формально определенным, строгим критериям, при несоответствии которым он теряет возможность применять льготы СИДН. По общему правилу налоговые льготы могут получить «квалифицированные лица»

2) тест основной цели

Этот механизм позволяет налоговым органам отказать в применении налоговых льгот, предусмотренных СИДН, если их применение было основной, либо одной из основных целей структурирования сделок.
Отметим, что большинство государств, договорившихся с РФ, в качестве механизма ограничения льгот выбрали тест основной цели, поэтому при взаимодействии с представителями этих государств механизм упрощённого ограничения льгот применяться не будет.

Как подтвердить право на получение налоговой льготы по СИДН?

НК РФ не устанавливает списка конкретных документов, необходимых для подтверждения соответствия принципу основной цели для применения льгот по СИДН, заключенными между Россией и иностранным государствами.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 28.07.2020 N 03-08-05/65902, законодатель не ограничивает плательщиков налога каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержанию представленной лицом информации. При этом разъясняется, что для целей соответствия принципу основной цели налогоплательщик может представить документацию, содержащую сведения:
  • о наличии и размере налоговой выгоды от применения СИДН, ожидаемой налогоплательщиком при совершении операции/сделки;
  • о наличии и оценке коммерческой выгоды, ожидаемой налогоплательщиком при совершении операции/сделки;
  • о соотношении размера ожидаемой налоговой выгоды от применения льгот по СИДН и ожидаемой коммерческой выгоды;
  • документы о резидентстве налогоплательщика в одной из договаривающихся стран, которые отражают характер деятельности в стране резидентства, структуру собственности и изменения в ней.

При этом важно отметить, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо практические разъяснения госорганов по применению MLI, поэтому необходимо оценивать возможность/невозможность применения льготы по СИДН в каждом конкретном случае, с учетом особенностей ситуации налогоплательщика.

В заключение

Отметим масштабность изменений для бизнеса.

В течение нескольких последних лет на международном уровне предпринимаются активные меры для борьбы с уклонением от уплаты налогов. MLI будет использоваться государствами-подписантами, в том числе, для противодействия размыванию налоговой базы в юрисдикциях местонахождения активов с перемещением центров прибыли в низконалоговые гавани.
Изменения актуальны для любых лиц, взаимодействующих с иностранными партнерами, в том числе для российских компаний, обязанных удержать налог у источника в России при выплате дивидендов иностранным лицам.

По общему правилу при выплате дохода иностранным лицам применяется налоговая ставка 15% (в отношении физического лица-нерезидента или иностранной компании). При этом СИДН между Россией и иностранным государством может быть предусмотрена иная, пониженная налоговая ставка и в этом случае налогоплательщик может рассчитывать на применение именно льготной ставки. Однако с 2021 года правила СИДН не применяются автоматически. Теперь для получения льготы налогоплательщику нужно подтверждать своё право на применение правил СИДН и доказывать, что не с целью уклонения от уплаты налогов (или уменьшения налогов) он взаимодействует с зарубежным контрагентом. Льготу по СИДН не предоставят, если основной (одной из основных) целей сделки было получение налогового преимущества. Кроме того, условия СИДН будут применены, только если иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право, подтвержденное документально.

При исчислении налогов компаниям необходимо учитывать рассмотренные изменения. В противном случае возможны ошибки, влекущие неудержание налога, или, наоборот, его излишнее удержание.

Представляется, что с началом активного применения MLI некоторые применяемые бизнесом механизмы налоговой оптимизации перестанут быть эффективными и потеряют свою привлекательность. В то же время другие механизмы налоговой оптимизации, которые возможно применять в изменившихся условиях, потребуют пересмотра.

Для того чтобы понять, меняются ли правила налогообложения операций резидента РФ с иностранным резидентом, необходимо оценить, вступила ли в силу MLI для иностранного государства, с какими особенностями связана ратификация MLI в отношении СИДН этого государства с РФ.

Подробнее о MLI и особенностях налогообложении граждан, проживающих за рубежом, мы рассказывали на нашем ютуб-канале:
https://youtu.be/juf_WfOMxTM

О позиции ФНС России относительно противодействия налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды в результате неуплаты налогоплательщиками сумм обязательных платежей мы рассказывали в статье :
/blog/fns-razrabotala-rekomendatsii-po-primeneniyu-stati-54-1-nalogovogo-kodeksa-rossiyskoy-federatsii-chto-nuzhno-uchest-biznesu

Обращаем внимание: РФ уже начала вносить изменения в СоИДН для Кипра, Великобритании и Индии с учетом MLI
ссылка на источник: 
https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132752-spisok_sintezirovannykh_tekstov_mnogostoronnei_konventsii_po_vypolneniyu_mer_otnosyashchikhsya_k_nalogovym_soglasheniyam_v_tselyakh_protivodeistviya_razmyvaniyu_nalogovoi_baz


Рекомендуем предпринимателям учитывать рассмотренные налоговые изменения и разъяснения ФНС при структурировании своей деятельности. В решении этих сложных вопросов бизнесу может понадобиться помощь специалистов. Юристы по международному праву ЦПО групп готовы ответить на вопросы бизнеса о возможностях применения СИДН, необходимости применения MLI во взаимоотношениях с партнерами, а также на любые другие вопросы, связанные с налогообложением в сфере международных отношений.