Регистрация брендов ушедших иностранных компаний

Многие иностранные компании покинули российский рынок. Отечественные производители решили занять освободившуюся нишу и зарегистрировать на себя имя известного бренда ушедшей компании. Но так ли все просто?
Подготовлено специалистами ЦПО групп
11.05.2022
В связи с изменением геополитической обстановки в мире многие иностранные компании приняли решение покинуть российский рынок.

В считанные дни владельцы иностранных компаний ушли из России, оставив свои фирменные магазины, рестораны, банки, автосалоны, сервисы и производства.

В одночасье оказались свободными ниши, занятые иностранными компаниями и раскрученные под известными брендами.

Как следствие, у отечественных производителей возникла возможность занять освободившиеся места.

При этом самым простым решением, как могло показаться, явилась регистрация на свое имя известного бренда ушедшей компании или регистрация обозначения, сходного до степени смешения с известным брендом.

В Роспатент были поданы заявки на регистрацию товарных знаков "дядя Ваня" ("McDonald’s"), "ИДЕЯ" ("IKEA"), "царь-кола", "Бьюти-кола" («Coca-Cola») и иные.
Однако при регистрации ушедших из России брендов возникает ряд вопросов.

Во-первых, геополитическая обстановка изменилась, но не изменились основы законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Во-вторых, для регистрации товарного знака недостаточно просто подать заявку и оплатить пошлину. Впереди предстоит пройти два этапа экспертизы: формальную и экспертизу заявленного обозначения.

На стадии экспертизы заявленного обозначения могут быть выявлены препятствия к регистрации товарного знака.

Например, бренды ушедших компаний могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. В соответствии с п.6 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, зарегистрированными или заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Также с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.

В-третьих, если все же удалось получить регистрацию.

В большинстве случаев предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак путем подачи возражения в Отделение Роспатента "Палата по патентным спорам".

Перечень оснований для оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку приведен в статье 1512 ГК РФ.

В случае регистрации бренда ушедшей иностранной компании на свое имя основанием для оспаривания такой регистрации, в том числе могут послужить доводы о введении потребителя в заблуждение относительно товара и его производителя, о злоупотреблении правом либо о недобросовестной конкуренции.

Велика вероятность, что заинтересованные лица смогут обратиться в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны уже зарегистрированному товарному знаку в связи наличием у них более ранних прав на спорные товарные знаки.

Одной из функций товарного знака является обеспечение индивидуализации товаров и услуг одного производителя по качественным характеристикам.
Таким образом, регистрация в качестве товарного знака бренда ушедшей компании на свое имя нецелесообразна, поскольку товарный знак в глазах потребителя будет ассоциироваться с качеством и особенностями производства товаров и услуг конкретного производителя.