Особенности и риски внешнеэкономической деятельности со странами ЕАЭС

В последнее время многие предприятия России продают свои товары на территориях государств – ближайших соседей — Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении. Сегодня экспортом занимается не только крупный и средний бизнес, но и небольшие компании и предприниматели
Подготовлено специалистами ЦПО групп
26.04.2021
Существует три основных вида организации ВЭД по экспорту:

Мы рассмотрим основной вариант осуществления экспорта товаров непосредственно российской организацией в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию).
Что нужно учитывать при такой торговле? Какие таможенные риски существуют? Какую документацию и как нужно оформлять? Какие налоги и когда нужно платить? Ответы на эти вопросы читайте в материале.

При экспорте в страны ЕАЭС (Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию) оформляются обычные для экспорта документы, включая:
  • договор (контракт) на реализацию товаров на экспорт;
    • товаросопроводительные документы: товарные, транспортные накладные, акты приема-передачи и др.;. 
    • документы для валютного контроля В определенных случаях нужно подать в банк справку о подтверждающих документах и сами эти документы. Таможенную декларацию оформлять не нужно, поскольку товары не перемещаются за таможенную границу Таможенного Союза (пп. 5 п. 1 ст. 25 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 1, ст. 5 ТК ЕАЭС);
    • документы по налогообложению в РФ.

    Возникновение обязанности по уплате налогов при экспорте, в первую очередь зависит от того, подтверждено ли право на льготы: на освобождение от акциза и на ставку 0% по НДС. Необходимо понимать, что если возникают основания для возмещения НДС из бюджета, то налоговые органы проверят контрагентов и операции с особой тщательностью. Их цель - найти хоть малейшую зацепку для отказа в подтверждении налогового вычета.

    Налогообложение. НДС

    Вопрос налогообложения достаточно важен уже на этапе планирования сделки, так как от него зависит экономический результат, риски, штрафы.
    При УСН НДС не возникает. Далее рассмотрим ОСНО.

    Ставка НДС 0% при экспорте в страны ЕЭАС применяется в любом случае, и у предпринимателя нет возможности отказаться от применения указанного порядка налогообложения. В том числе и при отгрузке товаров, которые в России не облагаются налогом на основании ст. 149 НК РФ. Дело в том, что требования к порядку налогообложения экспортных операций в рассматриваемой ситуации определяются не НК РФ, а правилами международных соглашений. При этом в ст. 7 НК РФ прямо закреплен приоритет норм международных договоров над правилами, закрепленными НК РФ. (Письмо Минфина России от 07.10.2016 N 03-07-11/58589, п.3 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС, п. 1 ст. 7 НК РФ).

    Правила налогообложения по ввозимым в страны ЕАЭС из РФ товарам закреплены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года; далее — Договор о ЕАЭС), а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол).
    Указанными актами не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 % в отношении реализации товаров, названных в ст. 149 НК РФ. Поэтому реализация на экспорт в государства -участники ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 % (см. также письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11№ 03-07-13/01-40 ). Это значит, что при отгрузке товаров необходимо выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 % и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169НК РФ). Также счет-фактура составляется и при вывозе товаров, перечисленных в ст. 149 НК РФ. Этот порядок прямо предусмотрен пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ.
    Отказаться от нулевой ставки при экспорте в ЕАЭС нельзя. Правила п. 7 ст. 164 НК РФ на такие операции не распространяются, а Протокол о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС такой возможности не предусматривает (Письмо Минфина России от 09.01.2019 N 03-07-13/1/24).
    Если право на применение льготной ставки не подтверждено, налог уплачивается по общей ставке в 10% (если товар указан в п. 2 ст. 164 НК РФ (п.5 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС, п. 9 ст. 165, п.п.2,3 ст. 164   НК РФ), или по ставке 20%.

    Подтверждение нулевой ставки

    На сбор документации для подтверждения права на применение нулевой ставки, согласно п. 5 Протокола, отводится 180 календарных дней, которые отсчитываются с даты отгрузки товара.

    Если пакет документации не собран в этот срок, операция будет облагаться НДС по общему правилу, т.е. по ставке 20% или 10% по итогам налогового периода, в котором произошла отгрузка. Отметим, что в этом случае налог уплачивается с пенями, начисляемыми со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).

    Таким образом, на подтверждение права на льготу есть 180 календарных дней со дня отгрузки товаров. Список документов, которыми подтверждается это право, содержится в п. 4 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС (п. 5 этого Протокола, п. 1.3 ст. 165, п. 12 ст. 198 НК РФ, Письмах Минфина России от 13.11.2018 N 03-07-13/1/81506, от 02.12.2015 N 03-07-06/70447). Например, таким документом является договор (контракт), на основании которого осуществлена отгрузка. Покупателем в рамках этого договора может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны ЕАЭС. Главное, чтобы в этой стране находился грузополучатель. К подтверждающим документам также относятся: товаросопроводительные, транспортные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров на территорию страны ЕАЭС с территории РФ.

    Важно учесть, что если для отдельных видов перемещения товаров (включая перемещения без использования транспортных средств) оформление такой документации не предусмотрено законом страны — члена ЕАЭС, то для подтверждения права на применение ставки 0% эти документы не предоставляются.

    При перемещении товаров и транспорта между государствами ЕАЭС таможенный досмотр может не осуществляться. На практике налоговые органы часто требуют предъявить в качестве подтверждения права на ставку 0% талоны о прохождении пограничного контроля в автомобильных пунктах пропуска через границу. Насколько правомерно это требование? В п. 4 Протокола говорится об иной документации, предусмотренной законодательством страны-участницы, с территории которой экспортированы товары, которая наряду с транспортными и товаросопроводительными документами может подтверждать перемещение товаров.

    В месте убытия на лицевой стороне талона контроля при выезде должностное лицо проставляет дату и время окончания таможенного контроля, а также подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон перевозчику для прохождения пограничного контроля (п. 59 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ФТС России от 26.05.11№ 1067). Следовательно, талон о прохождении пограничного контроля также может использоваться для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в государства ЕАЭС, а истребование этого документа не противоречит п. 4 Протокола.

    Сложности с документацией, подтверждающей пересечение границы, могут возникать и у предпринимателей, отправляющих товары через сервисы доставки (DHL, Fedex, UPS и т.п.), либо обычной почтой. Для ответа на вопрос о подтверждающих документах в этом случае обратимся к постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/4. В нем под «иными документами» для целей применения ставки НДС в 0% имеются в виду документы, равнозначные транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включающие информацию о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.д.).

    Третьим документом, подтверждающим право на применение нулевой ставки, согласно Протоколу является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа страны — члена ЕАЭС, на территорию которой ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форма этого заявления представлена в другом международном акте — Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».

    Наконец, в Протоколе в качестве документа, необходимого для подтверждения права на льготу, указана выписка банка. При этом сделана оговорка. Выписка требуется если иное не предусмотрено законодательством страны — члена ЕАЭС. Российские экспортеры могут воспользоваться правилами п. 1 ст.165 НК РФ, который такой выписки не требует.

    Итого, в комплекте подтверждающих документов при экспорте в страны ЕАЭС всего два обязательных наименования: договор (контракт) и заявление. Если же перемещение товаров через границу фиксируется другим документом, этот документ тоже включается в «подтверждающий пакет». Документы подавайте в свою налоговую инспекцию вместе с декларациями, в которых отразите экспортные операции ( п.4 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).

    Как платить налоги, если право на льготы подтвердили

    В этом случае обязанности по уплате налогов не возникает: по НДС применяется ставка 0%, а по акцизам - освобождение ( пп.1.1 п.1 ст. 164, п. 2 ст. 186 НК РФ, п. 3 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).

    Как платить налоги, если право на льготы не подтвердили

    Если 180 дней для подтверждения льгот прошли, а пакет необходимых документов не собран, возникает обязанность заплатить НДС и акцизы (п. 5 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС). Рассчитать и платить их нужно за периоды, в которых отгружали товары (нужно сдать уточненные декларации за эти периоды). Ставки такие же, как и для внутренних (не экспортных) операций. Отметим, что заплатить налоги нужно в свою инспекцию как можно быстрее, потому что со 181-го дня начнется начисление пени ( п. 1 ст. 75 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 15326/05).
    Если в дальнейшем подтверждающие документы будут собраны и представлены в налоговый орган, уплаченный налог можно будет вернуть или зачесть в обычном порядке (т.е. по правилам ст. 78 НК РФ). Такая возможность прямо предусмотрена п. 5 Протокола.

    Если документы собрать не получается, уплаченный НДС можно учесть в составе расходов при налогообложении прибыли. Дело в том, что такой НДС не подпадает под запрет, установленный поп. 19 ст. 270 НК РФ, поскольку покупателям налог не предъявлялся, а был уплачен продавцом за счет собственных средств. (Письма ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263
    и Минфина России от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045, от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961). Что касается правил представления документов, то они урегулированы в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). В этом акте говорится, что при реализации товаров в страны ЕАЭС в налоговой декларации заполняется раздел 4. Обращаем внимание: по операциям, в отношении которых документы за 180 дней собрать не удалось, придется подать уточненную декларацию за период отгрузки. Приложением к декларации идут рассмотренные выше подтверждающие документы.

    Возмещение НДС при экспорте

    Если в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка, сумма вычетов превысила начисленный налог и НДС к восстановлению, разницу можно возместить в общем либо в заявиельном порядке (п. 2 ст. 173, ст.ст. 176, 176.1 НК РФ).
    К декларации, в которой отражена экспортная операция, нужно приложить документы, подтверждающие нулевую ставку  (п.п. 1.3, 9, 10 ст. 165 НК РФ, п.п. 4, 5 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).

    Для возмещения экспортного НДС в общем порядке подайте декларацию и приложите подтверждающие документы. Рекомендуем приложить к декларации заявление о возврате или о зачете возмещаемого налога. Этот шаг позволит не затягивать возврат (зачет) налога (п. 11.1 ст. 176 НК РФ). Если в ходе камеральной проверки налоговый орган не выявит нарушений, налог возместят ( п.п. 1, 2 ст. 176 НК РФ). Обычно камеральная проверка длится два месяца ( п. 2 ст. 88 НК РФ).
    Для возмещения экспортного НДС в заявительном порядке помимо декларации и подтверждающих документов нужно представить в инспекцию ( пп. 2,5 п.2, п.7 ст. 176.1 НК РФ):
    • заявление о применении заявительного порядка;
    • банковскую гарантиюили поручительство.

        Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены специальные условия применения заявительного порядка ( пп. 1, 3, 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

        Если условия соблюдены, налог должен быть возвращен в течение 11 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления ( п. 6 ст. 6.1, п.п. 8, 10, ст. 176.1 НК РФ). При этом если по итогам камеральной проверки инспекция сочтет возмещение необоснованным, необходимо вернуть налог, заплатить проценты по двукратной ставке рефинансирования (ключевая ставка),  а также штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ (п.п.7, 17 ст. 176.1 НК РФ).

        Таможенные риски

        Казахстан

        Внешнеторговые договоры между Россией и Республикой Казахстан в большинстве случаев заключаются в долларах США. Соответственно, на экспортные отношения влияет состояние на международном рынке, поэтому, как только курс доллара США меняется – это отражается на товарообороте товаров между Россией и Казахстаном.

        Нужно учитывать, что товары, которые отправляются на экспорт (в Казахстан – 90% относятся к таким) могут иметь двойное назначение. В таком случае необходимо проводить дополнительную экспертизу. Она нужна для подтверждения отсутствия необходимости дополнительного лицензирования. Она желательна, если проводится подтверждение нулевой ставки НДС для экспорта в Казахстан, хотя и не является обязательной. Если подобного заключения нет, на границе могут возникнуть проблемы.

        Беларусь

        Продажа товаров в Беларуси связана с возможными проблемами для российских предпринимателей, из-за которых многие компании просто отказываются работать.

        Для подтверждения нулевой ставки НДС, необходимо подать в налоговый орган перечень документов: УПД (или накладная со счетом-фактурой), уведомление об уплате НДС из налогового органа Беларуси, CMR, заявление о ввозе, статистику, платежку об уплате белорусского НДС.

        Белорусы затягивают процесс уплаты своего НДС, следовательно, подтверждение ставки НДС 0% в российском налоговом органе растягивается на несколько кварталов. Это означает, что в квартале, в котором осуществлена продажа в Беларусь, происходит переплата НДС.

        Не исключена ситуация, когда вообще не удается получить от белорусов документы об уплате их НДС, в этом случае можно потерять на налогах 20% от отгрузки. Минимизировать риски можно посредством фиксации в договоре с белорусской компанией условий о штрафных санкциях за непредставление необходимых документов в течение 30-60 дней, с пенями.

        При отгрузке в Беларусь (как правило, товар забирает транспортная компания) необходимо оставить для себя копию CMR (международной транспортной накладной). Документ понадобится для справки о подтверждающих документах для предоставления в банк.

        Если сумма контракта c белорусской фирмой равна или превышает 6 млн рублей, необходимо оформить паспорт сделки в банке. При этом следует помнить, что за нарушения сроков оформления паспорта сделки предусмотрены штрафы в размере 40.000 - 50.000 р.

        Независимо от суммы планируемой отгрузки после поступления денежных средств на счет, нужно оформить Справку о валютных операциях, являющуюся документом валютного контроля. После отгрузки товара в Беларусь оформляется справка о подтверждающих документах.

        Указанные справки, как и паспорт сделки, можно оформить минуя визит в банк, через банк-клиент. Если не оформить документы, могут быть назначены штрафы в размере до 50.000 р. Кроме того, необходимо приобрести электронную подпись, и с ее помощью через сайт customs.ru своевременно отправлять статистические формы торговли с государствами ЕАЭС. Если статформа не отправлена после передачи товара в Беларусь, предпринимателю грозят штрафные санкции. За впервые допущенное нарушение назначается штраф в сумме до 50.000 р., при повторном нарушении - до 100.000 р.

        Таким образом, взаимоотношения с поставками в Беларусь идентичны экспорту

        Армения

        Отсутствие границы между Россией и Арменией затрудняет процедуру экспорта. В случае отправки товара автомобильным или ж/д транспортом, необходимо так же оформлять таможенную декларацию для транзита через территорию стран, не входящих в ЕАЭС. В случае с авиатранспортом декларацию оформлять не нужно.

        Специфика текущих политических отношений между Россией и Грузией, а также между Арменией и Азербайджанской Республикой накладывает свой отпечаток, и многие операторы рынка грузовых перевозок отказываются от работы на данном направлении, что создает определенные сложности, в том числе с оформлением документов по транспортировке товаров.

        Киргизия

        Аналогично Белоруссии, только для Киргизии подтверждение экспорта поставщику – процедура новая, и необходимо заблаговременно обговорить вопрос предоставления заявления об уплате косвенных налогов.

        Риски

        При осуществлении ВЭД необходимо обращать внимание на часто встречающиеся неточности, которые влекут за собой различные риски таможенного оформления. Например:

        1. При осуществлении таможенного оформления и контроля таможенные органы вправе запросить дополнительную информацию, документы, сведения, необходимые для осуществления таможенных процедур. Предоставлять данную информацию является правом организации, а не обязанностью. Однако в данном случае организации должны учесть, что в отсутствии дополнительной информации ФТС осуществит мероприятия и оформление по имеющейся информации, что может не соответствовать ожиданиям организации. При этом судебное оспаривание решения ФТС малоперспективно, так как организация сама не воспользовалась своими правами (№А41-4538/19 от 01.07.19г.). В данной ситуации можно рекомендовать осуществлять взаимодействие с ФТС на всех этапах оформления документов для максимального согласования и объективного решения всех вопросов до принятия итогового решения, и оформления.

        2. Необходимо четко квалифицировать предмет перемещения через границу РФ – товар, результат работ, результат услуг. В противном случае существует риск признания результата услуги (по факту) – товаром материально-вещественной формы.

        При перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза проектной документации по накладной, может возникнуть риск проверки со стороны таможенного органа, так как они могут посчитать проектную документацию товаром (в соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта) и проверить - не является ли в данном случае товар - товаром иностранного происхождения, и не подлежит ли он декларированию, затем произвести определение таможенной стоимости для уплаты таможенной пошлины. Несмотря на доводы отправителя, что документы можно отправить по каналам электронной связи и распечатать, ФТС было принято решение считать пакет проектной документации необходимым условием функционирования, ввезенной лицензированной установки, необходимым для проектирования, инжиниринга, строительства и эксплуатации лицензированной установки, на основании решения оценки Технического комитета по таможенной оценке.

        Таким образом, в данном случае пакет проектной документации отнесен к товару, перемещаемому через Евразийский экономический союз, имеет цену, фактически уплаченную иностранному контрагенту, что соответственно, является таможенной стоимостью ввезенного товара.

        3. При осуществлении таможенных процедур необходимо формировать свою позицию и предоставлять документы. В противном случае, при возможном судебном процессе эти документы не будут признаны относимым и допустимым доказательством по делу, исходя из того что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля (абз. 2 п.14 Постановление Пленума ВС РФ №49 от 26.11.19).

        Послабляющие изменения для участников ВЭД

        Установлена дифференциация размеров штрафов за нарушения резидентами порядка репатриации, размеры штрафов снижены.
        Сумма штрафа за нарушение срока репатриации теперь зависит от вида внешнеторгового контракта, от валюты обязательств и от статуса самого резидента. Размер штрафа от суммы средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, будет определяться так (ч. 4, ч. 4.2. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ):
        • от 3 до 10 % от суммы, если во внешнеторговом договоре сумма обязательств определена в российской валюте и предусмотрена оплата в российской валюте;
        • от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в иностранной валюте;
        • от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа;
        • от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников ВЭД.

        Предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок резидентом обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между нерезидентом и резидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ в виде штрафа:
        • В размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента;
        • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей (ч.4.3. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ).

        Дифференцированы и уменьшены размеры штрафа за нарушение срока репатриации денежных средств, уплаченных за навезённые в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Размер штрафа составит:
        • от 3 до 10 % суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте РФ и условиями которого предусмотрена оплата в валюте РФ;
        • от 5 до 30 % от той же суммы, если контракт в иностранной валюте;
        • от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

        При значительных нарушениях сумма штрафа осталась прежней. Если сумма не своевременно зачисленных денежных средств в течение одного года превышает 100 млн рублей, то сумма штрафа определяется, как и раньше — от 75 до 100%.

        Основные ошибки по статистическим формам учета

        При взаимной торговле со странами – членами ЕАЭС, предприниматели должны представлять в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров, однако многие участники внешнеэкономической деятельности допускают ошибки, которые приводят к неблагоприятным последствиям, например:

        Непредставление или несвоевременное представление форм

        Благодаря налаженному информационному взаимодействию сведения о купле-продаже товаров поступают от налоговых органов как Российской Федерации, так и государств ЕАЭС. Непредставление в таможенный орган статистической формы в таком случае (как и нарушение срока ее представления) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 15000 рублей; на компании – от 20 000 до 50 000 рублей.

        Неверное определение отчетного месяца

        Статистическую форму учета перемещения товаров при торговле в рамках ЕАЭС предоставляют не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем отгрузки (получения) товаров. Так при экспорте фиксируется месяц отгрузки со склада в РФ, а при импорте – месяц получения товара на российский склад. Часто предприниматели допускают ошибку: в формы вносится дата прибытия товаров в Белоруссию или дата отгрузки из Казахстана. Такие данные определяются как недостоверные сведения и могут повлечь штрафные санкции.

        Неверное заполнение граф форм

        Графы статистической формы учета следует заполнять с повышенным вниманием. Любые ошибки и неточности могут трактоваться как «недостоверные сведения». Например, произойдет это в случае если вместо килограммов внести сведения в тоннах. Также важно, чтобы статформа была подписана заполнившим ее лицом. Если документ заполнял бухгалтер, то и подпись должна стоять именно его, а не директора.

        Повторность нарушения

        Зачастую организации предприниматели и в следующем периоде вновь не представляют формы, или предоставляют их с нарушением сроков, допускают ошибки при заполнении. За повторное совершение административного правонарушения санкция всегда увеличивается. В таких случаях штраф на должностных лиц будет назначен в размере от 20 000 до 30 000 рублей, а на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей.

        Технические ошибки при работе в личном кабинете

        При отсутствии электронной подписи представления отчетности, обязательно нужно распечатать формы и представить в таможню региона, где предприниматель состоит на учете в налоговом органе. Следует помнить, что отчитываться о перемещении товаров при торговле со странами ЕАЭС организации и предприниматели должны в следующих случаях:
        • если заключена сделка о ввозе товаров в Россию с территории стран ЕАЭС и вывозе товаров из России в страны ЕАЭС;
        • если такая сделка заключена от имени организации (по поручению);
        • если сделка не заключалась, но компании принадлежит право владения, пользования и (или) распоряжения ввозимыми (вывозимыми) товарами.

        Подведем итог сказанному. Свободное движение товаров между Россией и Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией требует оценки, объективного анализа и тщательного прогноза дальнейшего развития. Допущенные намеренно или по незнанию ошибки и недочеты в этих процессах могут грозить организации или предпринимателю крупными штрафами.

        Отметим, чти вопросы налогообложения, оформления документации, выработки правовой позиции при разногласиях с государственными органами во внешнеэкономической деятельности требуют глубоких знаний и практического опыта. Не всегда предпринимателю удается совершить сделку, соблюдая при этом все установленные правила, запреты и ограничения, именно по причине сложного законодательства, сопровождающего ВЭД и часто меняющихся требований. Поэтому в случае возникновения спорных, неоднозначных ситуаций мы рекомендуем обращаться к профессиональным юристам в сфере ВЭД.