Кто и как может проводить электронные закупки: анализ последних изменений законодательства по 223-ФЗ

С 01 июля 2018 года заказчики по 223-ФЗ получили право осуществлять закупочные процедуры в электронной форме. Анализ изменений - в статье старшего юрисконсульта ЦПО Максима Прокопенко
Закупки могут проводиться в разных формах и с применением различных процедур. Заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупок, но при этом обязаны соблюдать требования, установленные законом, и принципы закупочной деятельности.

С 01 июля 2018 года заказчики по 223-ФЗ получили право осуществлять закупочные процедуры в электронной форме, при этом возможность проведения «бумажных» процедур сохранялась. С начала 2019 года ситуация по сути не изменилась - электронные торги по-прежнему не обязанность, а право Заказчика.

Предпосылки изменений

Недостатки бумажных процедур и возможность полного перехода на проведение закупок в электронной форме обсуждалась уже давно. О необходимости изменений говорилось в письмах и докладах Минэкономразвития России (Письмо Минэкономразвития России от 14.03.2017 N Д28и-1126, презентации Минэкономразвития «Развитие контрактной системы в сфере закупок в рамках перехода на электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)). Вероятность злоупотреблений при бумажных процедурах обсуждалась и научным сообществом (Статья «Информация о закупках должна быть открытой» Информационно-аналитического издания «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». 2015. N 12).

При проведении «бумажных» закупок (не в электронном виде) Заказчики и участники сталкиваются с рядом проблем. 
Основными недостатками такого формата являются:
— возможность подмены и фальсификации документации, заявок;
— преждевременное вскрытие заявок и разглашение их ценового предложения;

Ситуация не поменялась с принятием ФЗ от 31.12.2017 N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон внес коррективы в процесс проведения закупок, проводимых в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Какие правила действуют сегодня?

В последней редакции 223-ФЗ закупки поделены на конкурентные и неконкурентные. Заказчики должны были привести свои положения о закупках в соответствие до 01.01.2019 – в противном случае положение о закупках считалось не размещенным, и Заказчик им руководствоваться не мог. Также утверждены способы проведения конкурентных закупок, конкретизировано понятие «закрытая закупка», определены новые требования к содержанию положений о закупке, установлены правила описания товара.
Переход на новый режим преследовал сразу несколько целей: повышение открытости и прозрачности закупок и сокращение коррупционных рисков.

Представители ФАС, Минфина и других государственных органов отмечают, что электронные закупки упрощают процедуру размещения заказа, в связи с изменениями повышается конкуренция на торгах, появляется экстерриториальность при ведении торгов.

Однако не все закупки по 223-ФЗ Заказчики обязаны проводить на электронных площадках.

Согласно статье 3 223-ФЗ в электронной форме проводятся конкурентные закупки, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Полный перевод МСП в электронную форму, по мнению ФАС, обеспечивает поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на закупках госкомпаний. В других случаях формат проведения закупки определяется положением о закупке. Таким образом, наряду с электронизацией закупок по 223-ФЗ в 2019 году сохранена и возможность проводить «бумажные» процедуры.

Вместе с тем, недобросовестные Заказчики с целью избежать электронной формы торгов лишены права проводить закупки без установления обязательного требования к статусу субъекты малого и среднего предпринимательства.

Это означает, что закупки все еще связаны с коррупционными рисками, а вероятность дискриминационного подхода к участнику закупки окончательно не устранена. Несмотря на изменения в законодательстве, закупочная система в РФ все еще требует совершенствования.