Как и зачем проверять контрагентов? Наши рекомендации на интернет-портале ВТБ «Ближе к делу»

На интернет-портале ВТБ «Ближе к делу» вышел комментарий управляющего партнера «ЦПО групп» Анны Коняевой о том, почему предпринимателю нужно проверять контрагентов и о способах проверки
Каждый предприниматель несет ответственность за выбор бизнес-партнера и последствия, которые могут наступить в результате неверного выбора. Вступая в деловые отношения с ненадежным партнером, предприниматель ставит под угрозу свою репутацию, рискует получить безнадежные долги и претензии со стороны налогового органа. 

Во избежание рисков, будущих партнеров всегда нужно проверять. О том, как это сделать и какие ресурсы использовать для анализа благонадежности контрагента рассказала директор Санкт-Петербургского офиса ЦПО групп Анна Коняева в статье на портале ВТБ «Ближе к делу».


Публикуем часть статьи для наших читателей:
«Закон прямо не устанавливает обязанности проверять контрагента и даже не закрепляет понятие «должная осмотрительность». Однако, учитывая требования статьи 54.1 НК РФ, рекомендации, которые дает ФНС, а также практику по налоговым спорам, можно прийти к однозначному выводу о необходимости проверять будущих партнеров.

Несмотря на отсутствие законодательного закрепления, термин «осмотрительность» используется судами и налоговым органом. Отсутствие проявления предпринимателем должной осмотрительности при выборе контрагента на практике приводит к неблагоприятным последствиям.

Приведем несколько примеров:

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.03.2023 № Ф06-999/2023 по делу № А57-2126/2022.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции, начислившей налог, пени и штраф, суд указал:

«Суды признали верными выводы о том, что заявителем к налоговому учету приняты документы, не отвечающие требованиям полноты и достоверности отраженных в них обстоятельств, а также о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность при выборе контрагентов и взаимодействии с ними».


В Письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» указано следующее:

«Поскольку для целей налогообложения оцениваются последствия исполнения сделок, а также юридические факты, возникающие в гражданском (хозяйственном) обороте, то применяемый в обороте стандарт обоснованного выбора контрагента (коммерческая осмотрительность) применим и в налоговых правоотношениях».


Таким образом, при выборе партнера предпринимателю важно оценить не только коммерческую привлекательность сотрудничества, но и ресурсы, репутацию, платежеспособность и надежность будущего контрагента. Также необходимо проанализировать риски неисполнения потенциальным партнером принятых в рамках сотрудничества обязательств.

По указанным причинам проверка контрагента — нужная и важная для компании процедура, которая позволит свести к минимуму риски притязаний со стороны налоговой инспекции и оценить надежность и платежеспособность партнера…»
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке
Управляющий партнер CPO group

+7 (812) 603-45-25 (доб. 100)
+7 909 591-18-18

E-mail: boss@pravorf.ru
Читайте в разделе Новости ЦПО ГРУПП

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: