Изменения в российском законодательстве в апреле 2020 года
Ежемеcячный дайджеcт oт CPO Group
По 10 апреля 2020 года включительно действуют ограничения на личный прием граждан в судах РФ
Предположительно с 13 апреля 2020 года (понедельник) суды должны открыть свои двери для граждан.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 18.03.2020 N 808 <О приостановлении личного приема граждан в судах>
Совет Федерации одобрил несколько поправок в связи с эпидемиологической ситуацией
УК РФ увеличивает наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей:
• штраф в сумме от 500 тыс. до 700 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до 18 месяцев;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет;
• ограничение свободы на срок до двух лет;
• принудительные работы на срок до двух лет;
• лишение свободы на срок до двух лет.
Такая же ответственность наступит, если нарушение создало угрозу массового заболевания или отравления людей.
Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, то наказание будет следующим:
• штраф в сумме от 1 млн до 2 млн руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
• ограничение свободы на срок от двух до четырех лет;
• принудительные работы на срок от трех до пяти лет;
• лишение свободы на срок от трех до пяти лет.
Если нарушение повлекло смерть по неосторожности двух или более лиц, то наказание будет в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет либо в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет.
А за публичное распространение заведомо ложной информации, которое повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека (вводится новая статья 207(2)), будет грозить
• штраф в размере от 700 тыс. до 1,5 млн рублей либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
• исправительные работы на срок до одного года;
• принудительные работы на срок до трех лет;
• лишение свободы на срок до трех лет.
(Проект Федерального закона N 929651-7)
Совет Федерации одобрил поправки в ст. 6.3 и 13.15 Кодекса об Административных правонарушениях, там появляются новые составы в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией:
Первый состав: если нарушение совершено в период режима ЧС, или при возникновении угрозы распространения опасного для окружающих заболевания, или во время ограничительных мероприятий (карантина). Также к ответственности будут привлекаться лица, не выполнившие в установленный срок выданное в данные периоды предписание или требование Роспотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
• для граждан — штраф от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
• должностных лиц — штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
• лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• юрлиц — штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.
Второй состав: ответственность угрожает, если действия (бездействия) повлекли причинение вреда здоровью человека или его смерть, но при этом не считаются преступлением.
• для граждан — штраф от 150 тыс. до 300 тыс. руб.;
• должностных лиц — штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
• лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• юрлиц — штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.
Пока за нарушение законодательства назначают предупреждение или штраф:
• для граждан — на сумму от 100 до 500 руб.;
• должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
• лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
• юрлиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Однако последним двум субъектам могут назначить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
(Проект Федерального закона N 804768-7)
• штраф в сумме от 500 тыс. до 700 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до 18 месяцев;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет;
• ограничение свободы на срок до двух лет;
• принудительные работы на срок до двух лет;
• лишение свободы на срок до двух лет.
Такая же ответственность наступит, если нарушение создало угрозу массового заболевания или отравления людей.
Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, то наказание будет следующим:
• штраф в сумме от 1 млн до 2 млн руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
• ограничение свободы на срок от двух до четырех лет;
• принудительные работы на срок от трех до пяти лет;
• лишение свободы на срок от трех до пяти лет.
Если нарушение повлекло смерть по неосторожности двух или более лиц, то наказание будет в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет либо в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет.
А за публичное распространение заведомо ложной информации, которое повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека (вводится новая статья 207(2)), будет грозить
• штраф в размере от 700 тыс. до 1,5 млн рублей либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
• исправительные работы на срок до одного года;
• принудительные работы на срок до трех лет;
• лишение свободы на срок до трех лет.
(Проект Федерального закона N 929651-7)
Совет Федерации одобрил поправки в ст. 6.3 и 13.15 Кодекса об Административных правонарушениях, там появляются новые составы в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией:
Первый состав: если нарушение совершено в период режима ЧС, или при возникновении угрозы распространения опасного для окружающих заболевания, или во время ограничительных мероприятий (карантина). Также к ответственности будут привлекаться лица, не выполнившие в установленный срок выданное в данные периоды предписание или требование Роспотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
• для граждан — штраф от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
• должностных лиц — штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
• лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• юрлиц — штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.
Второй состав: ответственность угрожает, если действия (бездействия) повлекли причинение вреда здоровью человека или его смерть, но при этом не считаются преступлением.
• для граждан — штраф от 150 тыс. до 300 тыс. руб.;
• должностных лиц — штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
• лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
• юрлиц — штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.
Пока за нарушение законодательства назначают предупреждение или штраф:
• для граждан — на сумму от 100 до 500 руб.;
• должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
• лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
• юрлиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Однако последним двум субъектам могут назначить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
(Проект Федерального закона N 804768-7)
С 1 апреля 2020 года вступает несколько изменений в налоговом законодательстве
Теперь на сайте ФНС России ожидается возможность поиска сведений о решениях по применению способов обеспечения обязанности об уплате налогов, а также по принятию обеспечительных мер. Такие данные теперь не считаются налоговой тайной.
Также в законе конкретизируется порядок признания имущества налогоплательщика находящимся под залогом налогового органа; порядок рассрочки платежа, если по результатам налоговой проверки установлена невозможность уплаты налогов до истечения срока выполнения обязательства по оплате.
Более того, по запросу налогоплательщика-организации, чье имущество находится под арестом, налоговый орган может заменить арест имущества на банковскую гарантию; залог имущества налогоплательщика-организации либо поручительство третьего лица.
Нововведения в законодательстве также коснулись и взыскания задолженностей, не превышающих 3000 рублей. Сейчас при наличии недоимки в такой сумме и при условии прошествии 3-х лет со дня истечения срока исполнения обязательства, средства будут удерживаться с денег организации или ИП.
Законодателем устанавливается порядок постановки на учет в налоговом органе иностранного банка вследствие открытия корреспондентского счета в российском банке, а также порядок постановки на учет иностранца, получающего доход от российских юридических лиц либо ИП.
Кроме того, в законе будут закреплены полномочия налоговых органов по истребованию документов (информации) об имуществе, имущественных правах и обязательствах организаций и ИП, если по ним приняли решение о взыскании недоимки более 1 млн рублей, в случае если такое решение не было исполнено в течение 10 дней. Налоговый орган может не более 1 раза по данному решению произвести осмотр имущества организации при условии согласия с ее стороны.
Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ (ред. от 26.03.2020) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Также в законе конкретизируется порядок признания имущества налогоплательщика находящимся под залогом налогового органа; порядок рассрочки платежа, если по результатам налоговой проверки установлена невозможность уплаты налогов до истечения срока выполнения обязательства по оплате.
Более того, по запросу налогоплательщика-организации, чье имущество находится под арестом, налоговый орган может заменить арест имущества на банковскую гарантию; залог имущества налогоплательщика-организации либо поручительство третьего лица.
Нововведения в законодательстве также коснулись и взыскания задолженностей, не превышающих 3000 рублей. Сейчас при наличии недоимки в такой сумме и при условии прошествии 3-х лет со дня истечения срока исполнения обязательства, средства будут удерживаться с денег организации или ИП.
Законодателем устанавливается порядок постановки на учет в налоговом органе иностранного банка вследствие открытия корреспондентского счета в российском банке, а также порядок постановки на учет иностранца, получающего доход от российских юридических лиц либо ИП.
Кроме того, в законе будут закреплены полномочия налоговых органов по истребованию документов (информации) об имуществе, имущественных правах и обязательствах организаций и ИП, если по ним приняли решение о взыскании недоимки более 1 млн рублей, в случае если такое решение не было исполнено в течение 10 дней. Налоговый орган может не более 1 раза по данному решению произвести осмотр имущества организации при условии согласия с ее стороны.
Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ (ред. от 26.03.2020) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
С 1 апреля 2020 года изменится порядок взыскания страховых взносов с должника.
Увеличится сумма взыскания по обязательствам по взносам на травматизм за счет имущества должника, а также его средства до 3000 рублей. Ранее сумма составляла 500 рублей.
Постановление о взыскании страховых взносов должника в счет имущества страхователя принимается в течение 12 месяцев после того как истек срок исполнения обязательства. При этом сумма таких взносов должна превышать 3000 рублей. Если же сумма долга будет меньше, то постановление будет принято не позже 3-х лет со дня истечения срока исполнения обязательства.
Ранее законодателем был установлен другой срок – 2 года со дня истечения срока исполнения обязательства.
Федеральный закон от 01.03.2020 N 43-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части совершенствования процедуры взыскания незначительных сумм задолженности по страховым взносам"
Постановление о взыскании страховых взносов должника в счет имущества страхователя принимается в течение 12 месяцев после того как истек срок исполнения обязательства. При этом сумма таких взносов должна превышать 3000 рублей. Если же сумма долга будет меньше, то постановление будет принято не позже 3-х лет со дня истечения срока исполнения обязательства.
Ранее законодателем был установлен другой срок – 2 года со дня истечения срока исполнения обязательства.
Федеральный закон от 01.03.2020 N 43-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части совершенствования процедуры взыскания незначительных сумм задолженности по страховым взносам"
Будут введены максимальные размеры платы, взимаемой банками со своих клиентов - ИП в системе быстрых платежей
Например, по государственным платежам тариф будет равняться 0%, а тариф на оплату ЖКХ, оплату услуг медицинских и образовательных учреждений, благотворительные платежи, и другие не будут превышать 0,4%. По платежам, не включенным в разделы – ставка будет равняться 0,7%.
За переводы между физическими лицами до 1 июля 2022 года вводится нулевой тариф на услуги Банка России в сервисе быстрых платежей.
Информационное сообщение Банка России "Ставки (тарифы) межбанковских вознаграждений (МБВ) и максимальные значения размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов при осуществлении перевода денежных средств физическими лицами в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в оплату товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России, действующие с 1 апреля 2020 года"
За переводы между физическими лицами до 1 июля 2022 года вводится нулевой тариф на услуги Банка России в сервисе быстрых платежей.
Информационное сообщение Банка России "Ставки (тарифы) межбанковских вознаграждений (МБВ) и максимальные значения размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов при осуществлении перевода денежных средств физическими лицами в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в оплату товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России, действующие с 1 апреля 2020 года"
Нововведения в Законе о регистрации юридических лиц вступают в силу с 1 апреля 2020 года, касаемо внесения сведений в Федресурс о фактах деятельности юридических лиц
Юридические лица и индивидуальные предприниматели на свое усмотрение могут внести любые сведения по фактам деятельности на портале Федресурса, кроме тех, которые недоступны для всеобщего обзора на основании законодательства.
В связи с вышеуказанным, третьи лица будут считаться уведомленными со следующего дня после опубликования сведений.
Также в Законе устанавливается список данных, которые должны быть указаны при внесении сведений в Реестр, оговаривается заказ выписок из Реестра, и появляется возможность внесения сведений арбитражным управляющим при помощи электронной подписи.
Федеральный закон от 12.11.2019 N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Более подробную информацию о изменениях в части государственной регистрации юр.лиц и ИП можно прочитать на нашем сайте:
https://pravorf.ru/blog/obzor-...
В связи с вышеуказанным, третьи лица будут считаться уведомленными со следующего дня после опубликования сведений.
Также в Законе устанавливается список данных, которые должны быть указаны при внесении сведений в Реестр, оговаривается заказ выписок из Реестра, и появляется возможность внесения сведений арбитражным управляющим при помощи электронной подписи.
Федеральный закон от 12.11.2019 N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Более подробную информацию о изменениях в части государственной регистрации юр.лиц и ИП можно прочитать на нашем сайте:
https://pravorf.ru/blog/obzor-...
Вступили в силу некоторые изменения в области гос.закупок
Расширен перечень информации, включаемой в реестры контрактов и договоров. Теперь в реестре контрактов необходимо указать:
- количество поставленного товара, объем выполненных работ, оказанных услуг;
- информацию о признании судом контракта недействительным (при наличии).
В реестр договоров нужно включать название страны происхождения товара (а также в тех случаях, если поставка товара предусматривается согласно договору на исполнение работ, оказание услуг).
Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1400 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084"; Постановление Правительства РФ от 19.02.2020 N 180 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Казначейство России, финансовые органов субъектов РФ и муниципальные образования, органы управления государственными внебюджетными фондами в сфере закупок уполномочиваются контролировать:
- непревышение объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденное и доведенное до заказчика;
- соответствие информации об идентификационных кодах закупок и непревышение объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в информации и документах, которые не подлежат формированию и размещению в ЕИС в сфере закупок.
Также уточняются полномочия Федерального казначейства по контролю за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок.
Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- количество поставленного товара, объем выполненных работ, оказанных услуг;
- информацию о признании судом контракта недействительным (при наличии).
В реестр договоров нужно включать название страны происхождения товара (а также в тех случаях, если поставка товара предусматривается согласно договору на исполнение работ, оказание услуг).
Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1400 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084"; Постановление Правительства РФ от 19.02.2020 N 180 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Казначейство России, финансовые органов субъектов РФ и муниципальные образования, органы управления государственными внебюджетными фондами в сфере закупок уполномочиваются контролировать:
- непревышение объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденное и доведенное до заказчика;
- соответствие информации об идентификационных кодах закупок и непревышение объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в информации и документах, которые не подлежат формированию и размещению в ЕИС в сфере закупок.
Также уточняются полномочия Федерального казначейства по контролю за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок.
Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
С 15 апреля будет введен автоматический порядок выдачи сертификатов на материнский капитал
Теперь не будет необходимости обращаться за сертификатом при рождении ребенка. Данные о появлении ребенка будут поступать в ПФР непосредственно из государственного реестра ЗАГС.
Так как сведения об усыновлении может представить только приемная семья, то и для таких семей остается прежний порядок получения материнского капитала
Для семей с приемными детьми сохраняется прежний заявительный порядок оформления сертификата, поскольку сведения об усыновлении могут представить только сами приемные родители.
Федеральный закон от 01.03.2020 N 35-ФЗ; Информация ПФ РФ
Так как сведения об усыновлении может представить только приемная семья, то и для таких семей остается прежний порядок получения материнского капитала
Для семей с приемными детьми сохраняется прежний заявительный порядок оформления сертификата, поскольку сведения об усыновлении могут представить только сами приемные родители.
Федеральный закон от 01.03.2020 N 35-ФЗ; Информация ПФ РФ
Устанавливается обязанность прекращения приема электронных средств платежа иностранных поставщиков платежных услуг для кредитных организаций
В соответствии со ст. 9.1 ФЗ о Национальной платежной системе кредитные организации обязаны до 28 апреля 2020 года прекратить прием электронных средств платежа если они не соответствуют установленным требованиям.
Более того, вышеуказанные организации обязаны остановить трансграничные переводы денежных средств граждан в рамках иностранных платежных систем, если информация об операторах отсутствует в реестре операторов иностранных платежных систем Банка России, кроме случаев, предусмотренных частью 19 статьи 19.2 Федерального закона "О национальной платежной системе". Так, часть 19 статьи 19.2 Федерального закона предусматривает, что требования не распространяются на иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации дочерние хозяйственные общества, являющиеся зарегистрированными Банком России операторами платежных систем, а также на международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки.
Федеральный закон от 02.08.2019 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Более того, вышеуказанные организации обязаны остановить трансграничные переводы денежных средств граждан в рамках иностранных платежных систем, если информация об операторах отсутствует в реестре операторов иностранных платежных систем Банка России, кроме случаев, предусмотренных частью 19 статьи 19.2 Федерального закона "О национальной платежной системе". Так, часть 19 статьи 19.2 Федерального закона предусматривает, что требования не распространяются на иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации дочерние хозяйственные общества, являющиеся зарегистрированными Банком России операторами платежных систем, а также на международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки.
Федеральный закон от 02.08.2019 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"