Изменения в российском федеральном законодательстве в ноябре 2019 года
Ежемеcячный дайджеcт oт Центра правoвoгo oбcлуживания
1. Микрофинансовым организациям запретили выдавать займы под залог жилья
В августе 2019 года статья 12 ФЗ № 151 была дополнена новыми ограничениями для МФО. Согласно действующей редакции закона, помимо рассмотренных запретов и ограничений, МФО не вправе выдавать гражданам займы в целях, не связанных с предпринимательством, обязательства по которым обеспечиваются залогом:
— жилого помещения заемщика (или другого гражданина - залогодателя)
— права требования участника долевого строительства в отношении жилья заемщика (или другого гражданина), вытекающего из ДДУ;
— доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика (или другого гражданина- залогодателя) по такому займу.
Таким образом, законодатель запретил микрофинансовым организациям при выдаче займов брать в залог жилые помещения, доли в жилых помещениях, а также право на жилую недвижимость, которая будет принадлежать заемщику в будущем на основании договора долевого строительства. При этом в статье есть оговорка – новый порядок не распространяется на МФО, если ее учредителем (акционером или участником) является РФ, ее субъект или муниципальное образование.
Федеральный закон от 02.08.2019 N 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
— жилого помещения заемщика (или другого гражданина - залогодателя)
— права требования участника долевого строительства в отношении жилья заемщика (или другого гражданина), вытекающего из ДДУ;
— доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика (или другого гражданина- залогодателя) по такому займу.
Таким образом, законодатель запретил микрофинансовым организациям при выдаче займов брать в залог жилые помещения, доли в жилых помещениях, а также право на жилую недвижимость, которая будет принадлежать заемщику в будущем на основании договора долевого строительства. При этом в статье есть оговорка – новый порядок не распространяется на МФО, если ее учредителем (акционером или участником) является РФ, ее субъект или муниципальное образование.
Федеральный закон от 02.08.2019 N 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. С 1 ноября вступил в силу закон об автономной работе интернета
Закон предусматривает создание на территории России единой системы маршрутизации интернет-трафика. Согласно закону, маршрутизация трафика должна быть перестроена таким образом. Чтобы максимально сократить объем данных передаваемых за рубеж.
Суть закона заключается в создании резервной системы обеспечения доступа в сеть Интернет для российских граждан. Закон должен повысить качество и надежность интернет-связи и полный доступ российских пользователей сети Интернет ко всем сервисам независимо от любых внешних условий.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Суть закона заключается в создании резервной системы обеспечения доступа в сеть Интернет для российских граждан. Закон должен повысить качество и надежность интернет-связи и полный доступ российских пользователей сети Интернет ко всем сервисам независимо от любых внешних условий.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
3. Новые правила сертификации молочной продукции
С 1 Ноября вся молочная продукция должна проходить ветеринарную сертификацию. С июля действует первый этап закона, который включал в перечень продуктов. Подлежащих обязательной сертификации только сыры, молочные консервы и сливочное масло. Теперь в этот перечень добавились также молоко, кефир, сливки, йогурты, творог и мороженое с содержанием молока. Данные нормы призваны бороться с фальсификацией молочной продукции.
4. Российские некоммерческие организации, занимающиеся информационной безопасностью и «Интернетом вещей» смогут получить федеральные субсидии
По итогам конкурса на достижение по результатам федерального проекта «Информационная безопасность» в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ» предоставляются субсидии по следующим направлениям:
— разработка требований к операторам промышленного Интернета, проектов стандартов безопасности для киберфизических систем, включая устройства "Интернета вещей";
— создание системы отраслевого регулирования использования киберфизических систем, включая устройства "Интернета вещей", и установление требований по идентификации участников информационного взаимодействия, а также регистрации оборудования сетей устройств «Интернета вещей»;
— разработка и принятие комплекса стандартов информационной безопасности, обеспечивающего минимизацию рисков и угроз безопасного функционирования сетей связи общего пользования;
— проведение анализа существующих и перспективных средств защиты информации;
— разработка модели угроз информационной безопасности для персональных устройств сбора биометрических данных и дорожной карты по обеспечению информационной безопасности при использовании гражданами указанного класса технических средств в РФ;
— создание технологии обработки инцидентов информационной безопасности с использованием искусственного интеллекта для повышения уровня автоматизации процессов принятия решений и уменьшения времени реакции на инциденты;
— проведение мероприятий по развитию отечественной инфраструктуры телерадиовещания и обеспечению безопасности ее функционирования;
— разработка информационно-справочной системы, позволяющей бизнесу определять свое соответствие требованиям российского и международного законодательства, а также отраслевым, национальным и международным стандартам в области информационной безопасности.
Постановление Правительства РФ от 29.10.2019 N 1382"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на достижение отдельных результатов федерального проекта "Информационная безопасность" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
— разработка требований к операторам промышленного Интернета, проектов стандартов безопасности для киберфизических систем, включая устройства "Интернета вещей";
— создание системы отраслевого регулирования использования киберфизических систем, включая устройства "Интернета вещей", и установление требований по идентификации участников информационного взаимодействия, а также регистрации оборудования сетей устройств «Интернета вещей»;
— разработка и принятие комплекса стандартов информационной безопасности, обеспечивающего минимизацию рисков и угроз безопасного функционирования сетей связи общего пользования;
— проведение анализа существующих и перспективных средств защиты информации;
— разработка модели угроз информационной безопасности для персональных устройств сбора биометрических данных и дорожной карты по обеспечению информационной безопасности при использовании гражданами указанного класса технических средств в РФ;
— создание технологии обработки инцидентов информационной безопасности с использованием искусственного интеллекта для повышения уровня автоматизации процессов принятия решений и уменьшения времени реакции на инциденты;
— проведение мероприятий по развитию отечественной инфраструктуры телерадиовещания и обеспечению безопасности ее функционирования;
— разработка информационно-справочной системы, позволяющей бизнесу определять свое соответствие требованиям российского и международного законодательства, а также отраслевым, национальным и международным стандартам в области информационной безопасности.
Постановление Правительства РФ от 29.10.2019 N 1382"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на достижение отдельных результатов федерального проекта "Информационная безопасность" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
5. Изменился срок планирования закупок малого и среднего бизнеса
С 1 ноября срок планирования закупок, осуществляемых субъектами малого и среднего бизнеса увеличился с одного года до трех лет. Целью закона является предоставление возможности малому и среднему бизнесу заблаговременно осуществлять подготовку к долгосрочным закупкам и планировать объем товаров.
6. Упрощен порядок возврата долгов для внешнеторгового бизнеса
Согласно новым нормам обязанность по репатриации денежных средств резидентом Российской Федерации будет исполнена, даже если они будут зачислены от иностранного контрагента за вычетом банковских комиссий за перевод.
Согласно действующим нормам, резидент должен отразить комиссию во внешнеторговом контракте или договоре займа. Если такого условия нет, а резиденту поступила сумма за вычетом комиссии, его штрафуют (штраф, предусмотренный для должностных лиц – от 20 000 руб. до 30 000 руб., для организаций – 1/150 ключевой ставки от несвоевременно зачисленной суммы за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до полного размера незачисленной суммы).
Федеральный закон от 16.10.2019 N 341-ФЗ
Согласно действующим нормам, резидент должен отразить комиссию во внешнеторговом контракте или договоре займа. Если такого условия нет, а резиденту поступила сумма за вычетом комиссии, его штрафуют (штраф, предусмотренный для должностных лиц – от 20 000 руб. до 30 000 руб., для организаций – 1/150 ключевой ставки от несвоевременно зачисленной суммы за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до полного размера незачисленной суммы).
Федеральный закон от 16.10.2019 N 341-ФЗ