Телемедицина и традиционная медицина
Как законодательно урегулирован вопрос предоставления гражданам медицинской помощи в режиме реального времени? Как пересекаются традиционная медицина и телемедицина? Какие перспективы у дистанционных медицинских услуг в России? Ответим в статье на эти вопросы.
Основное отличие телемедицины от традиционной медицины в том, что в первом случае взаимодействие пациента и врача не требует личной встречи и очных медосмотров. Всю необходимую информацию врач передает дистанционно.
Существует и второе направление телемедицины – использование коммуникативных технологий для дистанционного взаимодействия между докторами. Например, при проведении консилиумов, принятии решений о госпитализации, установлении прогноза и тактики лечения пациентов.И, если телемедицина, как способ взаимодействия медицинских работников не вызывает вопросов, то телемедицина в направлении «врач-пациент» связана с рядом проблем.
Закон предусматривает возможность предоставления ограниченного ряда медицинских услуг с применением коммуникационных технологий. Так, в дистанционном порядке могут быть осуществлены консультации, наблюдение за пациентом, получение медицинской документации, выписка рецептов, справок.
Также законом предусматривается создание Единой государственной информационной системы, в целях обеспечения доступа граждан к услугам здравоохранения в электронной форме, и взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения.
Законом установлено, что телемедицина не может ограничивать пациентов в праве на получение традиционной медицинской помощи.
Важно отметить, что несмотря на признание в РФ телемедицины на законодательном уровне, ФЗ № 242 вводит ряд ограничений при взаимодействии врача и пациента в дистанционной форме. Например, рецепты на лекарственные препараты, наркотические и психотропные вещества могут выдаваться в электронной форме, но должны быть удостоверены усиленной квалифицированной электронной подписью врача. Пациент может оформить добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказаться от него в электронной форме, но для этого он должен удостоверить документ своей усиленной квалифицированной электронной подписью. При проведении дистанционных консультаций врач может корректировать ранее назначенное лечение, но только при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме. Доктор может дистанционно наблюдать за здоровьем пациента, но только после очного приема этого пациента.
Таким образом, ФЗ № 242 легализовал в России телемедицину, но не разрешил оказывать медицинскую помощь дистанционно в полной мере.
Поставить диагноз во время онлайн-консультации доктор не может: этому должен предшествовать очный прием. Врачи, консультирующие на действующих сервисах, могут рекомендовать пациенту посещение конкретного специалиста, разъяснить, как подготовиться к диагностике и приему, расшифровать данные анализов и оказать ряд иных, разрешенных законом, услуг. Иными словами, услуги в рамках телемедицины специалистами оказываются, но в усеченном объеме.
Внедрить телемедицину в России повсеместно сегодня мешает ряд неразрешенных вопросов:
Кроме того, существует проблема пересечения традиционной медицины и телемедицины
Роспатент отказал нашему клиенту-компании, оказывающей стоматологические услуги, в регистрации товарного знака по следующим причинам: 44 класс Международной классификации товаров и услуг включает ряд медицинских услуг, в том числе «услуги телемедицины» и «услуги стоматологии/зубоврачебная помощь». Наш клиент подал заявку на регистрацию комбинированного обозначения в качестве товарного знака в отношении «услуги стоматологии и зубоврачебная помощь». Роспатент отказал в регистрации на том основании, что признал данные услуги однородными с услугами «телемедицина», зарегистрированными для другого знака. Оспаривать решение Роспатента мы будем в суде.
Однако, необходимо жестко регламентировать сферу оказания медицинских услуг на расстоянии. Нужно четко определить границы оказываемой помощи и установить критерии, позволяющие определить целесообразность удаленных мероприятий. Особенно это важно в случаях, когда оплачиваются телемедицинские услуги из средств программы ОМС.
телемедицина не может заменить традиционную медицину и должна рассматриваться как вспомогательный инструмент для медицинских услуг, необходимый с учетом реалий современной жизни.
В России телемедицина как практика, доступная неограниченному кругу лиц, находится на начальном этапе развития. С учетом отсутствия четкого правового регулирования рассматриваемой сферы, на этот процесс может уйти много времени.