С января 2021 года банки обязаны передавать налоговому органу новые сведения об электронных кошельках
Банка России с 6 января 2021 года обязал банки сообщать налоговому органу сведения об использовании электронных кошельков для переводов электронных денег и изменении их реквизитов
Электронные средства платежа уже длительное время находятся под повышенным контролем государства. Действующей редакцией Федерального закона от 27.06.2011 № 161 «О национальной платежной системе» (далее по тексту «ФЗ № 161») установлен ряд ограничений, касающихся электронных кошельков.
Так, установлено, что неперсонифицированное (анонимное) электронное средство платежа не может использоваться физическим лицом, не прошедшим идентификацию, для переводов электронных денег другому физическому лицу. Нельзя физическому лицу использовать такой электронный кошелек и для получения денежных средств от другого физического лица (ч. 5.2 ст. 10 ФЗ № 161).
Если идентификация неперсонифицированного электронного кошелька не была проведена, остаток электронных денежных средств не может превышать 15 000 руб, а общая сумма переводов за месяц не может превышать 40 000 руб. (ч. 4, ч. 5 ст. 10 ФЗ № 161).
Если проведена упрощенная идентификация кошелька, остаток средств не должен превышать 60 000 руб., а общая сумма переводов за месяц 200 000 руб. (ч. 5.1 ст. 10 ФЗ № 161).
Что касается ИП и юридических лиц, то они могут использовать электронные кошельки только после идентификации. Такой кошелек становится корпоративным, использовать его можно при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 000 руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте (ч. 7 ст. 10 ФЗ № 161).
Как следует из пояснительной записки к рассматриваемому закону, ограничения необходимы, поскольку электронные кошельки «широко используются в противоправных и преступных целях, в том числе для обналичивания денежных средств, полученных преступным путем. При этом установить конечного получателя денежных средств, а также цель и назначение перевода представляется крайне затруднительным, а в ряде случаев невозможным…».
Если идентификация неперсонифицированного электронного кошелька не была проведена, остаток электронных денежных средств не может превышать 15 000 руб, а общая сумма переводов за месяц не может превышать 40 000 руб. (ч. 4, ч. 5 ст. 10 ФЗ № 161).
Если проведена упрощенная идентификация кошелька, остаток средств не должен превышать 60 000 руб., а общая сумма переводов за месяц 200 000 руб. (ч. 5.1 ст. 10 ФЗ № 161).
Что касается ИП и юридических лиц, то они могут использовать электронные кошельки только после идентификации. Такой кошелек становится корпоративным, использовать его можно при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 000 руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте (ч. 7 ст. 10 ФЗ № 161).
Как следует из пояснительной записки к рассматриваемому закону, ограничения необходимы, поскольку электронные кошельки «широко используются в противоправных и преступных целях, в том числе для обналичивания денежных средств, полученных преступным путем. При этом установить конечного получателя денежных средств, а также цель и назначение перевода представляется крайне затруднительным, а в ряде случаев невозможным…».
С 6 января 2021 года действует еще одно законодательное нововведение, касающееся электронных кошельков.
С этой даты банки должны предоставлять в ФНС ряд сведений об электронных кошельках.
Согласно статье 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговый орган определенные сведения, включая информацию о получении или прекращении предпринимателем или организацией права использовать корпоративные электронные платежные средства для переводов электронных денег, а также о получении или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа.
Эти правила действуют с 1 апреля 2020 года, с момента внесения изменений в статью 86 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-Ф. Порядок сообщения налоговому органу таких сведений устанавливает Банк России.
Однако фактически до 2021 года банки не передавали сведения в налоговый орган из-за отсутствия нормативного акта, закрепляющего формат передачи данных с учетом изменений. С 06.01.2021 действует новый порядок, утвержденный Указанием.
Так банк обязан сообщить налоговому органу:
При этом банки обязаны передавать в ФНС сведения об открытых и закрытых после 1 апреля 2020 года (т.е. с момента возникновения такой обязанности) электронных кошельках, например, на базах платформ «QIWI Кошелек», «ЮMoney», WebMoney и др., а также о смене их реквизитов.
Полагаем, что со стороны государства и далее будут приниматься меры по усилению контроля над платежами в рамках национальной платежной системы.
Согласно статье 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговый орган определенные сведения, включая информацию о получении или прекращении предпринимателем или организацией права использовать корпоративные электронные платежные средства для переводов электронных денег, а также о получении или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа.
Эти правила действуют с 1 апреля 2020 года, с момента внесения изменений в статью 86 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-Ф. Порядок сообщения налоговому органу таких сведений устанавливает Банк России.
Однако фактически до 2021 года банки не передавали сведения в налоговый орган из-за отсутствия нормативного акта, закрепляющего формат передачи данных с учетом изменений. С 06.01.2021 действует новый порядок, утвержденный Указанием.
Так банк обязан сообщить налоговому органу:
- о предоставлении/прекращении права организации, ИП использовать электронные кошельки;
- о предоставлении/прекращении права физического лица использовать электронные кошельки;
- о предоставлении/прекращении права физического лица, в отношении которого проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
- об изменении реквизитов указанных средств платежа.
При этом банки обязаны передавать в ФНС сведения об открытых и закрытых после 1 апреля 2020 года (т.е. с момента возникновения такой обязанности) электронных кошельках, например, на базах платформ «QIWI Кошелек», «ЮMoney», WebMoney и др., а также о смене их реквизитов.
Полагаем, что со стороны государства и далее будут приниматься меры по усилению контроля над платежами в рамках национальной платежной системы.