Проблемы перехода на прямые договоры электроснабжения
Защита интересов субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, может быть реализована как путем отдельного технологического присоединения, так и на основании опосредованного присоединения.
Правовые интересы субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, могут быть реализованы не только путем осуществления отдельного технологического присоединения.
На сегодняшний день среди потребителей электрической энергии по-прежнему велика доля тех лиц, кто потребляет ресурс, подаваемый через сети соседних организаций, на основе субабонентских правоотношений.
Само по себе понятие субабонента возникло и существовало еще до реформирования отрасли электроэнергетики. В дореформенный период организации-абоненты присоединяли других, как правило, более мелких потребителей к своим сетям. Подключавшиеся к сетям электроснабжения абонента лица, заключали договоры непосредственно с этим абонентом, в результате чего, с точки зрения правового регулирования, становились субабонентами.
На сегодняшний день, Гражданский кодекс РФ сохраняет возможность реализации схемы субабонентских отношений по снабжению электрической энергией. Ссылка содержится в ст. 545 ГК РФ «Субабонент» (Абонент может подавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации).
На сегодняшний день, Гражданский кодекс РФ сохраняет возможность реализации схемы субабонентских отношений по снабжению электрической энергией. Ссылка содержится в ст. 545 ГК РФ «Субабонент» (Абонент может подавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации).
Между тем, доля таких правоотношений в течение последнего десятилетия неуклонно снижается. Как правило, это связано с условиями субабонентских договоров и «закручиванием гаек» со стороны абонентов.
Сумма затрат, которая закладывается абонентом в действующие субабонентские договоры, начинает существенно превышать издержки, которые субабонент понес бы, имея договорные правоотношения напрямую с гарантирующим поставщиком электрической энергии (энергосбытовой организацией). Это напрямую влияет на рентабельность деятельности субабонента, особенно в сфере производства (с увеличением издержек на производство единицы продукции – неизбежно увеличивается стоимость этой единицы продукции, а это существенно снижает ее конкурентные преимущества).
В целях оптимизации своих основных издержек, связанных с энергопотреблением, перед субабонентом неизбежно встает вопрос: «Каким образом оформить правоотношения с гарантирующим поставщиком без возможного перебоя в энергоснабжении?».
Ответ на данный вопрос представляется очевидным: «Заключение прямого договора с гарантирующим поставщиком».
Однако, не все здесь так просто.
В целях оптимизации своих основных издержек, связанных с энергопотреблением, перед субабонентом неизбежно встает вопрос: «Каким образом оформить правоотношения с гарантирующим поставщиком без возможного перебоя в энергоснабжении?».
Ответ на данный вопрос представляется очевидным: «Заключение прямого договора с гарантирующим поставщиком».
Однако, не все здесь так просто.
Заключение договора с гарантирующим поставщиком возможно как на основе нового технологического присоединения, так и на основе уже имеющегося (опосредованного присоединения).
1 вариант
Организация нового технологического присоединения подразумевает, что потребитель должен обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение своих энергоустановок к электрическим сетям соответствующей сетевой организации.
После заключения договора на технологическое присоединение, получения и выполнения Технических условий как сетевой организацией, так и потребителем, оплаты услуг по технологическому присоединению – стороны подписывают акт о технологическом присоединении.
Далее, в соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении договора, а также необходимый пакет документов, в том числе документы о технологическом присоединении.
Недостаток данного метода – в существенных затратах, которые потребитель должен будет понести в виде платы за технологическое присоединение. Исключение может составлять ситуация, когда потребитель присоединяет мощность до 150 кВт., для технологического присоединения которой на основании ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены льготные условия присоединения.
В то же время есть и положительные стороны: из цепочки энергоснабжения полностью исключается абонент, с которым ранее у потребителя существовали субабонентские правоотношения, и сети этого абонента (что исключает риск возникновения дополнительных ситуаций с перебоями в энергоснабжении, вызванными, в том числе, состоянием сетей абонента).
После заключения договора на технологическое присоединение, получения и выполнения Технических условий как сетевой организацией, так и потребителем, оплаты услуг по технологическому присоединению – стороны подписывают акт о технологическом присоединении.
Далее, в соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении договора, а также необходимый пакет документов, в том числе документы о технологическом присоединении.
Недостаток данного метода – в существенных затратах, которые потребитель должен будет понести в виде платы за технологическое присоединение. Исключение может составлять ситуация, когда потребитель присоединяет мощность до 150 кВт., для технологического присоединения которой на основании ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены льготные условия присоединения.
В то же время есть и положительные стороны: из цепочки энергоснабжения полностью исключается абонент, с которым ранее у потребителя существовали субабонентские правоотношения, и сети этого абонента (что исключает риск возникновения дополнительных ситуаций с перебоями в энергоснабжении, вызванными, в том числе, состоянием сетей абонента).
2 вариант
Заключение договора энергоснабжения при наличии опосредованного присоединения зависит, в первую очередь, от наличия всех необходимых документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение.
К таким документам относятся: акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении границ балансовой принадлежности, акт о разграничении границ эксплуатационной ответственности.
Как правило, проблема субабонентов, желающих перейти на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, заключается именно в необходимости предоставить указанные документы (они либо утеряны, либо некорректно оформлены).
При попытке самостоятельного оформления данных документов субабонент сталкивается с активным противодействием абонента, к сетям которого присоединен его участок сетей. Зачастую такая ситуация связана с желанием абонента сохранить схему субабонентских правоотношений и продолжить зарабатывать на субабоненте, а иногда и с тем, что после оформления прямого договора бывший субабонент перестанет нести свою часть расходов, связанных с содержанием сетей абонента, при этом абонент потеряет рычаги воздействия на субабонента (в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату).
К таким документам относятся: акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении границ балансовой принадлежности, акт о разграничении границ эксплуатационной ответственности.
Как правило, проблема субабонентов, желающих перейти на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, заключается именно в необходимости предоставить указанные документы (они либо утеряны, либо некорректно оформлены).
При попытке самостоятельного оформления данных документов субабонент сталкивается с активным противодействием абонента, к сетям которого присоединен его участок сетей. Зачастую такая ситуация связана с желанием абонента сохранить схему субабонентских правоотношений и продолжить зарабатывать на субабоненте, а иногда и с тем, что после оформления прямого договора бывший субабонент перестанет нести свою часть расходов, связанных с содержанием сетей абонента, при этом абонент потеряет рычаги воздействия на субабонента (в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату).
В такой ситуации представляется возможным использование опции, предусмотренной Правилами технологического присоединения № 861 в разделе VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении».
Для получения документа о технологическом присоединении возможно обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.
Сетевая организация в порядке, установленном пп. «а» п. 72 Правил технологического присоединения, должна провести с участием заявителя осмотр принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств с целью определения фактической схемы присоединения данных устройств к электрическим сетям. По итогам осмотра в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов - сетевая организация должна подготовить и направить заявителю технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения.
Как показывает практика, данный вопрос является проблемным, поскольку сетевая организация, как правило, не заинтересована в выполнении процедуры восстановления документов и может стараться настаивать на выполнении со стороны потребителя нового технологического присоединения (с целью заработать на плате за технологическое присоединение).
Вместе с тем, действия сетевой организации, направленные на воспрепятствование выполнению процедуры восстановления документов, нарушают требования ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и могут быть обжалованы в территориальное управление ФАС России или в суд.
Для получения документа о технологическом присоединении возможно обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.
Сетевая организация в порядке, установленном пп. «а» п. 72 Правил технологического присоединения, должна провести с участием заявителя осмотр принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств с целью определения фактической схемы присоединения данных устройств к электрическим сетям. По итогам осмотра в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов - сетевая организация должна подготовить и направить заявителю технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения.
Как показывает практика, данный вопрос является проблемным, поскольку сетевая организация, как правило, не заинтересована в выполнении процедуры восстановления документов и может стараться настаивать на выполнении со стороны потребителя нового технологического присоединения (с целью заработать на плате за технологическое присоединение).
Вместе с тем, действия сетевой организации, направленные на воспрепятствование выполнению процедуры восстановления документов, нарушают требования ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и могут быть обжалованы в территориальное управление ФАС России или в суд.