Правила проведения проверок госорганами могут измениться
04.02.2020
В начале декабря 2019 года на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым предлагается изменить порядок и правила проведения проверок государственными и муниципальными органами (с текстом можно ознакомиться по адресу: https://sozd.duma.gov.ru/bill/850621-7).
Законопроект предполагает масштабные изменения системы контрольно-надзорных мероприятий. Предлагается устранить недостатки действующего правового регулирования государственного и муниципального контроля (надзора), в том числе его пробельность и несистемность, недостаточное регулирование мер профилактики. Также законодатель предлагает избавиться от неоправданного акцента на проведении проверок, как наиболее затратных мероприятий для бизнеса и самих контролирующих структур. Рассмотрим самые важные предложения.
Законопроект предполагает масштабные изменения системы контрольно-надзорных мероприятий. Предлагается устранить недостатки действующего правового регулирования государственного и муниципального контроля (надзора), в том числе его пробельность и несистемность, недостаточное регулирование мер профилактики. Также законодатель предлагает избавиться от неоправданного акцента на проведении проверок, как наиболее затратных мероприятий для бизнеса и самих контролирующих структур. Рассмотрим самые важные предложения.
Основные принципы
Законопроектом раскрываются основные принципы, в соответствии с которыми должны проводиться мероприятия. Так, контроль должен осуществляться госорганом с учетом основополагающих принципов законности, охраны прав и законных интересов проверяемых лиц, уважения достоинства личности и деловой репутации компании.
Особое внимание законодатель уделил стимулированию добросовестности проверяемых лиц и профилактическим мерам. Определено, что проведение профилактических мероприятий, снижающих риск причинения вреда, имеет приоритетное значение по сравнению с проведением контрольно-надзорных мероприятий. При этом законопроект содержит конкретный перечень профилактических мероприятий. Например, к ним относятся информирование и консультирование; объявление предостережения; профилактические визит и сопровождение.
Особое внимание законодатель уделил стимулированию добросовестности проверяемых лиц и профилактическим мерам. Определено, что проведение профилактических мероприятий, снижающих риск причинения вреда, имеет приоритетное значение по сравнению с проведением контрольно-надзорных мероприятий. При этом законопроект содержит конкретный перечень профилактических мероприятий. Например, к ним относятся информирование и консультирование; объявление предостережения; профилактические визит и сопровождение.
Оценка рисков
В законопроекте объекты контроля разделяются на категории риска: от наименьшей к наибольшей. При определении категории контролеры должны учитывать степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые возможны при несоблюдении обязательных требований, а также вероятность их наступления. Кроме того, должны учитываться сведения о добросовестности проверяемого лица при соблюдении обязательных требований.
Всего в шкалу включено 6 позиций:
1. чрезвычайно высокий риск причинения вреда (ущерба);
2. высокий риск причинения вреда (ущерба);
3. значительный риск причинения вреда (ущерба);
4. средний риск причинения вреда (ущерба);
5. умеренный риск причинения вреда (ущерба);
6. низкий риск причинения вреда (ущерба).
Выбранное проверяющим органом контрольное мероприятие должно быть соразмерно вреду, который уже причинен либо может быть причинен охраняемым законом ценностям. Контроль должен быть ограничен только теми действиями и мероприятиями, которые достаточны для обеспечения соблюдения обязательных требований. При этом выездная проверка, как самая затратная и серьезная по последствиям для проверяемого лица процедура, может проводиться только по согласованию с прокуратурой.
Законопроектом предусмотрено, что плановые контрольно-надзорные мероприятия не проводятся в отношении объектов, относящихся к категории низкого риска.
Всего в шкалу включено 6 позиций:
1. чрезвычайно высокий риск причинения вреда (ущерба);
2. высокий риск причинения вреда (ущерба);
3. значительный риск причинения вреда (ущерба);
4. средний риск причинения вреда (ущерба);
5. умеренный риск причинения вреда (ущерба);
6. низкий риск причинения вреда (ущерба).
Выбранное проверяющим органом контрольное мероприятие должно быть соразмерно вреду, который уже причинен либо может быть причинен охраняемым законом ценностям. Контроль должен быть ограничен только теми действиями и мероприятиями, которые достаточны для обеспечения соблюдения обязательных требований. При этом выездная проверка, как самая затратная и серьезная по последствиям для проверяемого лица процедура, может проводиться только по согласованию с прокуратурой.
Законопроектом предусмотрено, что плановые контрольно-надзорные мероприятия не проводятся в отношении объектов, относящихся к категории низкого риска.
Дополнительные контрольные мероприятия
Кроме традиционных документальной и выездной проверок законопроектом предлагается перечень иных контрольных мероприятий, а именно:
выездное обследование
контрольная закупка
мониторинговая закупка
выборочный контроль
инспекционный визит
рейд
мониторинг сведений об объектах контроля*
*мониторинг сведений об объектах контроля – особый режим дистанционного государственного контроля, заключающийся в получении сведений о деятельности компаний и граждан, с применением специальных систем и методов. Предполагается, что в целях мониторинга контролирующий орган будет применять технические средства с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи и измерения для предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям. Мониторинг основан на добровольном участии проверяемых лиц. Для подключения к информационным системам сбора и обработки данных от гражданина или компании должно поступить соответствующее заявление. Проверяемые лица, находящиеся в режиме мониторинга, освобождаются от плановых контрольных мероприятий в отношении требований, являющихся предметом мониторинга.
По мнению законодателя, указанные способы связаны с меньшими издержками для проверяемых лиц по сравнению с привычными проверками. При этом некоторые из указанных мероприятий могут проводиться дистанционно.
По мнению законодателя, указанные способы связаны с меньшими издержками для проверяемых лиц по сравнению с привычными проверками. При этом некоторые из указанных мероприятий могут проводиться дистанционно.
Цифровизация
Законопроект предусматривает применение информационных технологий при осуществлении государственного контроля. Так, в качестве основной формы взаимодействия между контролерами и проверяемыми лицами предусмотрен электронный обмен данными. Планируется создать единый информационный ресурс, в котором будет размещена информация о контрольно-надзорных мероприятиях и о соблюдении должностными лицами госорганов обязательных требований. Получать такие сведения можно будет в режиме онлайн.
Взаимодействие контрольно-надзорных органов с контролируемыми лицами в электронной форме предполагает возможность направлять в госорган документы, материалы, ходатайства, заявления, жалобы, фото - и видеоматериалы в электронном виде.
Взаимодействие контрольно-надзорных органов с контролируемыми лицами в электронной форме предполагает возможность направлять в госорган документы, материалы, ходатайства, заявления, жалобы, фото - и видеоматериалы в электронном виде.
Ограничения по выездным проверкам
Законодателем определено, что выездная проверка проводится только в случаях, если невозможно:
• удостовериться в достоверности и полноте сведений, имеющихся у контролирующего органа, или запрашиваемой документации и объяснениях проверяемого;
• оценить соответствие деятельности и действий (бездействия) проверяемого субъекта обязательным требованиям без выезда контролеров на место.
Вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия должностных лиц должны быть процессуально обоснованными. Такое производство может включать не больше двух внеплановых мероприятий по одному поводу в отношении проверяемого лица.
• удостовериться в достоверности и полноте сведений, имеющихся у контролирующего органа, или запрашиваемой документации и объяснениях проверяемого;
• оценить соответствие деятельности и действий (бездействия) проверяемого субъекта обязательным требованиям без выезда контролеров на место.
Вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия должностных лиц должны быть процессуально обоснованными. Такое производство может включать не больше двух внеплановых мероприятий по одному поводу в отношении проверяемого лица.
Защита прав контролируемых лиц
Отдельная глава посвящена правам контролируемых лиц. Так, согласно положениям законопроекта, при проведении контрольно-надзорного, или профилактического мероприятия, проверяемое лицо вправе: получать от контролирующего органа сведения о предмете мероприятия; знакомиться с результатами мероприятий и заявлять о несогласии с ними; обжаловать действия должностных лиц; привлекать Уполномоченного по защите прав предпринимателей к участию в проведении мероприятий.
Важной гарантией соблюдения прав контролируемых лиц является закрепленная положениями законопроекта возможность признания результатов контрольного мероприятия недействительными при грубых нарушениях правил осуществления государственного контроля. В проекте перечислен конкретный перечень таких нарушений.
Например, к ним относятся нарушение требования об уведомлении о проведении мероприятия (если оно является обязательным); нарушение времени и сроков проведения мероприятия; нарушение периодичности проведения планового мероприятия.
После признания результатов мероприятия недействительными повторное внеплановое мероприятие в отношении этого же лица может быть проведено только по согласованию с прокуратурой.
Важной гарантией соблюдения прав контролируемых лиц является закрепленная положениями законопроекта возможность признания результатов контрольного мероприятия недействительными при грубых нарушениях правил осуществления государственного контроля. В проекте перечислен конкретный перечень таких нарушений.
Например, к ним относятся нарушение требования об уведомлении о проведении мероприятия (если оно является обязательным); нарушение времени и сроков проведения мероприятия; нарушение периодичности проведения планового мероприятия.
После признания результатов мероприятия недействительными повторное внеплановое мероприятие в отношении этого же лица может быть проведено только по согласованию с прокуратурой.
Значение законопроекта
На наш взгляд, идея по реформированию процесса контрольно-надзорной деятельности своевременна и актуальна. Полноценная реализация положений законопроекта позволила бы минимизирвать злоупотребления при государственном контроле и снизить административную нагрузку на бизнес.
Заслуживает внимания акцент законодателя на побуждении проверяемых лиц к добросовестности и профилактике рисков причинения вреда. При этом отмечается, что профилактика имеет приоритетное значение по сравнению с контрольными мероприятиями.
Одним из важных нововведений являются положения законопроекта о применении информационных технологий при проведении контрольных мероприятий. На практике это означает, что при отсутствии в информационной системе данных о каком-либо контрольно-надзорном действии, мероприятия не приобретают юридического значения, а контролеры могут не допускаться на контролируемый объект.
Заслуживает внимания акцент законодателя на побуждении проверяемых лиц к добросовестности и профилактике рисков причинения вреда. При этом отмечается, что профилактика имеет приоритетное значение по сравнению с контрольными мероприятиями.
Одним из важных нововведений являются положения законопроекта о применении информационных технологий при проведении контрольных мероприятий. На практике это означает, что при отсутствии в информационной системе данных о каком-либо контрольно-надзорном действии, мероприятия не приобретают юридического значения, а контролеры могут не допускаться на контролируемый объект.
Таким образом, предлагаемые законодателем изменения имеют однозначно положительное значение при условии их полноценной реализации на практике. Однако в настоящее время законопроект находится на этапе рассмотрения Госдумой в первом чтении, следовательно, что до момента принятия Федерального закона может пройти довольно много времени, кроме того, даже ключевые положения проекта еще могут измениться.