Последние разъяснения Верховного Суда РФ: декларации, поданные в рамках амнистии капитала, не могут быть использованы против декларанта
Действующее законодательство предусматривает ряд гарантий для лиц, добровольного задекларировавших активы и счета в рамках амнистии капиталов.
Так, согласно частям 1 и 8 статьи 4 ФЗ от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» (далее - ФЗ № 140) декларант освобождается от налоговой, административной и уголовной ответственности, если деяние совершено им в связи с приобретением КИК, счетами или имуществом, сведения о которых содержатся в декларации.
В соответствии с частью 6 статьи 4 этого закона, содержащиеся в декларации и прилагаемой к ней документации данные являются налоговой тайной. Доступ к такой документации и право на ее хранение имеет только ФНС, другие госорганы и организации лишены такого права. При этом истребовать копию декларации и прилагаемых к ней документов может только сам декларант.
Однако, несмотря на прямо установленный законом запрет, в марте 2017 года суд разрешил правоохранительным органам получить спецдекларации у ФНС. Впоследствии эти документы были использованы, как доказательство совершения декларантом преступлений.
История дела
Адвокат декларанта обратился в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ с кассационной жалобой на постановление, поскольку оно, по мнению адвоката, не соответствовало требованиям уголовно-процессуального закона. В жалобе адвокат указал, что содержащаяся в спецдекларации информация признается налоговой тайной, разрешая выемку документации, суд нарушил порядок доступа к таким сведениям, в связи с чем был нарушен порядок доказывания в уголовном деле.
Постановлением судьи ВС РФ в передаче кассационной жалобы адвоката для рассмотрения судом кассационной инстанции было отказано. Впоследствии постановление судьи было пересмотрено и отменено Председателем ВС РФ.
Разъяснения ВС РФ
Верховный Суд разъяснил, что гарантии для граждан, добровольно задекларировавших активы в рамках амнистии капитала, распространяются на лиц, совершивших любые предусмотренные уголовным законодательством деяния. ФЗ N 140 устанавливает абсолютный запрет на использование факта подачи декларации и (прилагаемой к ней документации), а также содержащихся в декларации сведений в качестве доказательства по уголовному делу в отношении декларантов, при совершении ими любых преступлений. Хранить такую документацию и иметь к ней доступ может только налоговый орган, другие структуры получить указанные сведения не могут, даже на основании судебного решения.
При этом суд разъяснил, что коллизии между нормами УПК, законодательства об оперативно-розыскной деятельности и ФЗ N 140 должны разрешаться в пользу последнего Федерального закона, поскольку им предусмотрены дополнительные гарантии прав и свобод в уголовном судопроизводстве для отдельных категорий лиц.
Изменится ли ситуация для декларантов в будущем?
Однако в последующих разъяснениях ВС РФ отразил прямо противоположную позицию: установленные законом права и гарантии должны соблюдаться в любых случаях, а суды не вправе санкционировать доступ каких-либо структур к документации, охраняемой налоговой тайной.
Остаются вопросы к обязательности применения рассмотренной позиции ВС РФ нижестоящими судами, поскольку разъяснения в форме ответов на вопросы носят лишь рекомендательный характер. Надеемся, что в ближайшем будущем позиция высшего судебного органа будет отражена в разъяснениях Пленума ВС РФ, ведь только в этом случае декларанты смогут рассчитывать на реальную реализацию предусмотренных законом прав и гарантий.