Поможет ли бизнесу законопроект о сокращении уголовных рисков?

В конце декабря 2019 года Президентом РФ в Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (ссылка для ознакомления - https://sozd.duma.gov.ru/bill/871811-7).

Законопроект предусматривает ряд важных изменений:

1. Предлагается внести поправки в часть первую статьи 193 УК РФ, согласно которым нарушение требований валютного законодательства о возврате или зачислении денежных средств будет признаваться преступлением, только если оно совершено лицом, ранее привлеченным к административной ответственности за аналогичное деяние.

2. Предлагается изменить пункт «б» части 2 статьи 193 УК РФ. Действующая редакция нормы предусматривает повышенную ответственность за нерепатриацию денежных средств, если деяние совершено организованной группой. Законопроектом предлагается дополнить пункт еще одной категорией - группой лиц по предварительному сговору.

3. Предлагается увеличить суммы нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размерах для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Сейчас деяния признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств по проведенным валютным операциям превысила 9 млн. рублей, а в особо крупном размере – 45 млн. рублей. Законопроектом предлагается изменить эти суммы до 100 млн. рублей для крупного размера и 150 млн. рублей для особо крупного размера.

4. Предлагается изменить подход к определению сумм крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов и других обязательных платежей. В действующей редакции статей 198, 199, 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ недоимка исчисляется в пределах трех финансовых лет подряд с применением «процентного подхода». Законопроект предусматривает установление минимального порогового значения платежей в твердых денежных суммах, а возможность их исчисления в процентах исключается.

5. Предусматриваются поправки в статью 210 УК РФ, которой установлена уголовная ответственность за организацию преступного сообщества, или участие в нем. В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что в судебно-следственной практике все чаще статья 210 УК РФ применяется к предпринимателям, деятельность которых никак не связана с профессиональной организованной преступностью. Кроме того, с учетом положений этой статьи предприниматели и их сотрудники заключаются под стражу. Следствие по экономическим делам часто затягивается, из-за длительного отсутствия предпринимателя в связи нахождением под стражей бизнес может быть разрушен. Проектом предлагается внести в поправки статью 210 УК РФ, согласно которым работники, учредители и руководители компаний не могут привлекаться по этой статье лишь в силу организационно-штатной структуры компании и совершения преступления в сфере предпринимательской деятельности. Исключение составляют ситуации, когда компания изначально создавалась для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Если изменения примут…

В пояснениях к законопроекту указано, что изменения направлены на формирование благоприятного делового климата в стране и сокращение рисков для предпринимателей.

Действительно, во многом поправки улучшают положение российского бизнеса. Руководителей фирм и их сотрудников не будут привлекать к уголовной ответственности на том лишь основании, что они числятся в штате компании. Повысится необходимый для возбуждения уголовного дела порог налоговой недоимки и сумм нерепатриированных денежных средств. Однако при ближайшем рассмотрении некоторые положения законопроекта, с учетом сегодняшней судебно-следственной практики, могут подвергнуть бизнес еще большему давлению.

Значительная опасность кроется в уже устоявшейся тенденции привлекать предпринимателей по статье 210 УК РФ. Законопроектом предложено освободить бизнес от уголовной ответственности по этой статье. Однако законодатель сделал оговорку: поправки не будут распространяться на случаи, когда компании изначально создаются с умыслом совершать преступления. Закрепление в законе указанных изменений может привести к тому, что следственные органы смогут обвинить руководителя любой компании в ее умышленном создании для достижения преступных целей. Получается, что предприниматели не избавляются от риска уголовного преследования по статье 210 УК РФ. С принятием изменений поменяется лишь алгоритм действий следственных органов для привлечения лица к уголовной ответственности по этой статье.

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что по статье 210 УК РФ не будут привлекаться работники, учредители и руководители компаний. Однако в зоне риска остаются акционеры, органы управления копании. На наш взгляд, к ответственности по этой статье привлекать можно только лиц, непосредственно участвующих в заключении сделок и этот порядок должен быть закреплен в законе.

Вызывает вопросы предложение об установлении повышенной ответственности за деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору в рамках части 2 статьи 193 УК РФ. В настоящее время деяния, предусмотренные этой нормой, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с миллионным штрафом. Однако действие нормы распространяется только на организованные группы. Если изменения примут, санкции будут распространяться и на сговорившихся лиц. При этом стоит помнить, что предпринимателей очень часто обвиняют именно в сговоре, поэтому поправки могут только ухудшить их положение. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации стоит закрепить уголовную ответственность только для лиц, неоднократно уличенных в невозврате по предварительному сговору.

13.02.2020 законопроект был принят в первом чтении, в срок до 13.03.2020 к нему должны быть предоставлены поправки.