Определен правовой статус криптовалюты и иных цифровых активов в РФ
С начала 2021 года в Российской Федерации начнут действовать новые правила выпуска и оборота цифровой валюты и цифровых финансовых активов
Вопрос определения правового статуса цифровой валюты в России активно обсуждается уже несколько лет. С предложениями о полном запрете выпуска и использования криптовалют в качестве платежного средства выступали Центробанк, Росфинмониторинг, депутаты Госдумы. Однако идея о запрете подвергалась критике со стороны экспертов и профессионального сообщества.
Например, Минэкономики предложило не запрещать криптовалюты, а продумать механизм их контролируемого оборота в России.
В конце июля 2020 года законодатель поставил точку в спорном вопросе.
Например, Минэкономики предложило не запрещать криптовалюты, а продумать механизм их контролируемого оборота в России.
В конце июля 2020 года законодатель поставил точку в спорном вопросе.
31.07.2020 принят Федеральный закон N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 259), который определяет порядок выпуска цифровых финансовых активов, условия их учета и обращения и иные важные вопросы относительно правового режима криптовалюты в РФ.
Положения закона начнут действовать с 01.01.2021, за исключением отдельных правил, вступающих в силу с 10.01.2021.
Положения закона начнут действовать с 01.01.2021, за исключением отдельных правил, вступающих в силу с 10.01.2021.
Терминология
Согласно определению, представленному в законе, «цифровыми финансовыми активами» (далее по тексту «ЦФА») признаются цифровые права, которые включают в себя денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.
Фактически ЦФА имеют статус электронных ценных бумаг, которые можно продать, заложить или обменять на другие ЦФА. Выпуск, обращение и учет ЦФА возможны только путем внесения записей в информационную систему.
Законодатель в тексте закона вместо термина «криптовалюта» оперирует термином «цифровая валюта», при этом законодатель различает понятия цифровых финансовых активов как более широкий по отношению к цифровой валюте, последней в ФЗ № 259 отведена отдельная статья 14.
Фактически ЦФА имеют статус электронных ценных бумаг, которые можно продать, заложить или обменять на другие ЦФА. Выпуск, обращение и учет ЦФА возможны только путем внесения записей в информационную систему.
Законодатель в тексте закона вместо термина «криптовалюта» оперирует термином «цифровая валюта», при этом законодатель различает понятия цифровых финансовых активов как более широкий по отношению к цифровой валюте, последней в ФЗ № 259 отведена отдельная статья 14.
Оборот цифровой валюты и цифровых финансовых активов
Установлено, что цифровая валюта может быть принята в качестве инвестиции, или средства платежа, при этом она не признается денежной единицей РФ, иностранного государства, или международной расчетной единицей.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ № 259 компании и физ.лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не могут принимать оплату за товары, услуги и работы цифровой валютой. Обращаем внимание, что, исходя из буквального значения данной нормы, указанное требование относится только к налоговым резидентам РФ.
Стоит отметить, что ФЗ № 259 устанавливает правила выпуска ЦФА, в том числе информацию, которая должна раскрываться о них, в т.ч указание на информационную систему, в которой выпускаются ЦФА, и на ее оператора. Так же определены законом учет, оборот и передача финансовых активов, в информационной системе, в которой данные ЦФА были выпущены.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ № 259 компании и физ.лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не могут принимать оплату за товары, услуги и работы цифровой валютой. Обращаем внимание, что, исходя из буквального значения данной нормы, указанное требование относится только к налоговым резидентам РФ.
Стоит отметить, что ФЗ № 259 устанавливает правила выпуска ЦФА, в том числе информацию, которая должна раскрываться о них, в т.ч указание на информационную систему, в которой выпускаются ЦФА, и на ее оператора. Так же определены законом учет, оборот и передача финансовых активов, в информационной системе, в которой данные ЦФА были выпущены.
Все сделки с ЦФА будут совершаться исключительно через оператора обмена цифровых финансовых активов, который собирает и сопоставляет заявки на совершение сделок, или участвует в сделке с ЦФА в интересах третьих лиц.
Оператором могут быть банки, организаторы торговли, а также иные юридические лица, включенные Центробанком в соответствующий реестр операторов. Ознакомиться с указанным реестром можно будет на официальном сайте Центробанка.
Ведение собственно информационной системы, в которой осуществляется выпуск, оборот и учет ЦФА, будет осуществляться другим субъектом, оператором информационной системы.
Оба эти оператора могут совпадать в одном лице, если данное лицо соответствует требованиям, предъявляемым к указанным выше субъектам.
Как на оператора информационной платформы, так и оператора обмена ЦФА возлагается обязанность по идентификации клиентов, а также по сбору и предоставлению сведений о клиентах и совершаемых ими сделках в соответствии с нормативными актами о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
ФЗ № 259 закрепляет право Центробанка определять признаки ЦФА, которые могут приобретать только квалифицированные инвесторы, а также признаки ЦФА, которые доступны для остальных инвесторов. Кроме того, Банк России вправе ограничивать суммы вложений неквалифицированных инвесторов в цифровые активы. Это значит, что покупать любые ЦФА в неограниченном количестве не получится, лимиты и условия приобретения будут определяться финансовым регулятором.
К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении ЦФА в соответствии с ФЗ № 259, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право, а указанные выше операторы, это юридические лица личным законом которых является российское право.
Оба эти оператора могут совпадать в одном лице, если данное лицо соответствует требованиям, предъявляемым к указанным выше субъектам.
Как на оператора информационной платформы, так и оператора обмена ЦФА возлагается обязанность по идентификации клиентов, а также по сбору и предоставлению сведений о клиентах и совершаемых ими сделках в соответствии с нормативными актами о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
ФЗ № 259 закрепляет право Центробанка определять признаки ЦФА, которые могут приобретать только квалифицированные инвесторы, а также признаки ЦФА, которые доступны для остальных инвесторов. Кроме того, Банк России вправе ограничивать суммы вложений неквалифицированных инвесторов в цифровые активы. Это значит, что покупать любые ЦФА в неограниченном количестве не получится, лимиты и условия приобретения будут определяться финансовым регулятором.
К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении ЦФА в соответствии с ФЗ № 259, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право, а указанные выше операторы, это юридические лица личным законом которых является российское право.
Имеются в ФЗ № 259 требования к рекламе (путем изменений в N 38-ФЗ "О рекламе") которая не должна содержать обещаний роста стоимости ЦФА или дохода от них, но обязана содержать указание на то, что сделки с ЦФА являются высокорискованными, а их приобретение может привести к полной потере внесенных денежных средств. В связи с чем, до совершения сделок необходимо ознакомиться с рисками, с которыми связано их приобретение.
Интересным моментом является требование ФЗ № 259 об информировании о фактах обладания цифровой валютой и совершения сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Правовым последствием нарушения данного требования будет отказ в судебной защите. Порядок декларирования имеющейся цифровой валюты пока не установлен, но как видится будет нормативно урегулирован в ближайшее время.
Так же хотелось бы обратить внимание, что собственно в законе цифровые финансовые активы не относятся к каким-либо определенным объектам гражданских прав и лишь по дополнениям внесенным в иные законы (ст.ст.19, 21, 22 ФЗ № 259) можно сделать вывод, что цифровая валюта, это имущество.
Таким образом, наиболее важным является, что законодателем определены правила проведения в Российской Федерации сделок с цифровой валютой (ЦФА) с ограничениями, связанными с ее оборотом, в том числе в виде невозможности ее использования для оплаты товаров и услуг. Кроме того, ст. 14 ФЗ № 259 установлен запрет даже на распространение на территории РФ сведений о предложении или приеме цифровой валюты в качестве средства оплаты.
Так же хотелось бы обратить внимание, что собственно в законе цифровые финансовые активы не относятся к каким-либо определенным объектам гражданских прав и лишь по дополнениям внесенным в иные законы (ст.ст.19, 21, 22 ФЗ № 259) можно сделать вывод, что цифровая валюта, это имущество.
Таким образом, наиболее важным является, что законодателем определены правила проведения в Российской Федерации сделок с цифровой валютой (ЦФА) с ограничениями, связанными с ее оборотом, в том числе в виде невозможности ее использования для оплаты товаров и услуг. Кроме того, ст. 14 ФЗ № 259 установлен запрет даже на распространение на территории РФ сведений о предложении или приеме цифровой валюты в качестве средства оплаты.