Минфин разъяснил: сообщать о КИК необходимо независимо от суммы прибыли, полученной от ее деятельности
Автор: Коняева Анна Юрьевна, руководитель ЦПО групп
С начала 2015 года налоговые резиденты России должны сообщать государству о контролируемых иностранных компаниях путем направления уведомления установленной формы в налоговую службу в случаях, определенных законом. Формат и сроки направления уведомлений на сегодняшний день четко определены, однако, на практике остаются вопросы относительно порядка передачи в налоговую данных о КИК. Минфин в письме от 8 декабря 2017 года (N 03-12-11/2/85290) разъяснил, влияет ли прибыль КИК на обязанность налогоплательщика уведомлять государство о деятельности иностранной компании.
В финансовое ведомство поступило обращение АО с вопросом об уведомлениях о КИК, расчете ее прибыли и формате подтверждения дохода для начисления налогов. Минфин разъяснил следующее:
Налогоплательщик обязан извещать налоговую службу о контролируемых иностранных компаниях, если в отношении таких компаний он выступает в роли контролирующего лица. Такая обязанность прямо предусмотрена НК РФ (п. 3.1 ст. 23). Важно отметить, что размер дохода КИК госорган не учитывает, уведомление должно быть направлено в любом случае.
Налоговое законодательство устанавливает правила определения прибыли иностранной компании. Для этих целей используется периодическая отчетность компании, которая создается на основе стандартов, утвержденных законодательством фирмы. В случае, когда такие стандарты отсутствуют, используются данные отчетности утвержденной на основании международных стандартов, либо других стандартов, применимых к КИК, принятых и признанных на международном уровне (ст. 309.1 НК РФ). Размер дохода КИК подтверждается документально, посредством предоставления в контролирующий орган подробного финансового отчета.
Если личный закон КИК не предусматривает обязательной финансовой проверки отчетности, доход устанавливается на основании отчетности, в отношении которой проведена аудиторская проверка по утвержденным международным правилам. Минфин уточняет, что в случаях, когда получить сведения от КИК невозможно, в частности, при ограничениях, установленных законом КИК, могут быть использованы сведения из других открытых источников.
Например, данные из бухгалтерских и статистических отчетов фирмы, доступные на сайтах зарубежных и российских компаний, или в открытых информационных системах.
Для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрено 8 оснований (ст.25.13-1 НК РФ), однако, даже при наличии указанных оснований закон не освобождает налогоплательщиков от обязанности уведомлять налоговый орган о КИК. В письме Минфин разъяснил, что на обязанность подачи уведомления о КИК не влияет прибыль фирмы, поскольку для целей предоставления сведений в налоговый орган закон не устанавливает требований к размеру дохода иностранной компании.
За необоснованное непредставление государству данных о КИК налоговое законодательство России предусматривает санкции.
В случае, когда контролирующее лицо в установленном порядке не уведомило государственный орган о контролируемой иностранной компании, или представило уведомление с недостоверной информацией, нарушителю грозит штраф в 100 тысяч рублей за каждую компанию, о которой сведения не переданы, или искажены. При этом НК РФ содержит требование: уведомление о КИК подается в контролирующий орган не позже 20.03 того года, который идет за налоговым периодом, в течение которого контролирующее лицо признало доход от деятельности иностранной компании (п.2 ст. 25.14).
Для подачи сведений о КИК установлен особый формат. Согласно приказу ФНС уведомление подается в электронном виде, только для физических лиц допускается уведомление в письменном виде, на бумаге.
Как показывает судебная практика, налоговый орган может привлечь к ответственности за пропуск срока уведомления о КИК, допущенный по причине направления данных в госорган в бумажном, а не электронном виде, даже если срок пропущен на несколько дней (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.16 № А 40-24922, налогоплательщик оштрафован на сумму в 475 тысяч рублей).
Таким образом, налогоплательщики, имеющие обязанности в связи с КИК, должны уведомлять налоговую службу о КИК при наличии обстоятельств, указанных в п. 3.1 ст. 23 НК РФ независимо от размеров дохода иностранной компании. За неисполнение указанной обязанности предусмотрена ответственность, налогоплательщику грозят крупные штрафы. При этом необходимо направить сведения в установленный законом срок и в надлежащей форме.
- основание признания контролирующим лицом организации. Например, что контролирующим лицом организации может быть признано лицо хоть и не владеющее прямо или косвенно организацией, но осуществляющее контроль над организацией в том числе в интересах своего супруга и в интересах несовершеннолетних детей.
В этом случае стоит обратить внимание на уже существующие реалии - автоматический обмен информацией между Россией и иностранными государствами, в рамках которого возможно получение сведений о лицах тем или иным образом осуществляющим контроль над иностранными организациями.
- вопрос расчёта прибыли КИК и ее документального подтверждения. К примеру, прибыль КИК может рассчитываться по данным финансовой отчетности иностранной компании или по правилам гл. 25 НК РФ для российских организаций. Однако, в случае выбора второго варианта, отказаться от расчета прибыли по российским правилам можно только по истечении 5 лет.
- при этом и само понятие прибыли КИК требует к себе особого внимания. Так к прибыли КИК относятся активные и пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти), за вычетом суммы выплаченных дивидендов из прибыли за прошедший год. Раньше исключать сумму дивидендов при расчете прибыли (убытка) контролируемой компании не разрешалось, это могло привести к их двойному налогообложению. Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации или доходу физических лиц, полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй НК РФ.
Минимальный размер нераспределённой прибыли, подлежащей декларации составляет 10 миллионов рублей, о чем ещё раз подчеркнули налоговые органы в своих последних разъяснениях.