Иностранные IT-компании получат новый статус в России

Госдума в первом чтении приняла законопроект, который существенно изменит статус иностранных IT-компаний в России, в том числе их обяжут открывать в России постоянные представительства
1 июня 2021 года Государственной Думой РФ в первом чтении был принят законопроект, который предусматривает существенное изменение статуса иностранных IT-компаний, ведущих деятельность в российском интернет-пространстве. Цель нового регулирования, по мнению авторов законопроекта, состоит в том, чтобы в полной мере распространить российскую юрисдикцию на деятельность иностранных IT-компаний.

Адресаты нового регулирования

Действие будущего закона (в принятой Госдумой редакции) распространяется на иностранные организации (в том числе не имеющие статуса юридического лица) и иностранных граждан, которые владеют информационными ресурсами, используемыми в России. При этом речь идет о крупных интернет-ресурсах (сайтах, приложениях), чей охват аудитории составляет не менее 500 тысяч российских пользователей в сутки.

Дополнительными критериями для определения адресатов нового регулирования являются (достаточно одного):

  • предоставление на зарубежном интернет-ресурсе информации на русском языке;
  • размещение на зарубежном интернет-ресурсе рекламы для российских потребителей;
  • обработка сведений о российских пользователях;
  • получение денежных средств от российских физических и юридических лиц.

Также под регулирование будут подпадать иностранные провайдеры хостинга, операторы рекламных систем и организаторы распространения информации в Интернете.

Новые обязанности

Основным предлагаемым нововведением является то, что иностранные IT-компании должны будут открыть представительство (филиал) на территории РФ или создать российское юр.лицо. Одной из функций такого представительства будет принятие мер по ограничению доступа к информации, запрещенной законодательством РФ. Это требование начнет действовать с 1 января 2022 года.

Помимо указанной обязанности предполагается, что иностранные IT-компании должны будут создать на своем интернет-ресурсе электронную форму для обращений граждан и организаций, а также зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с российскими госорганами. Сведения о данных иностранных лицах и их интернет-ресурсах будут заноситься Роскомнадзором в специальный перечень. Исключение сведений из такого перечня будет происходить, если иностранное лицо перестанет соответствовать критерию о суточном охвате аудитории.

Меры принуждения

К иностранным лицам, которые не будут выполнять установленные законом обязанности, могут быть применены следующие меры принуждения:

  • пометка в поисковых системах о нарушении законодательства владельцем интернет-ресурса;
  • запрет распространения рекламы об интернет-ресурсе или на данном ресурсе;
  • ограничение переводов российских граждан и организаций в пользу иностранного лица-нарушителя;
  • запрет на выдачу в поиске ссылки на интернет-ресурс;
  • запрет на сбор и трансграничную (т.е. на территорию иностранного государства) передачу персональных данных;
  • полное или частичное ограничение доступа к интернет-ресурсу (т.е. замедление трафика или полная блокировка).

Данные меры принуждения могут применяться в том числе в случае, когда иностранное лицо не соблюдает требование о хранении персональных данных только на серверах, находящихся в России.

Возможные последствия для российского рынка

Исходя из пояснительной записки к законопроекту, новое регулирование должно затронуть таких американских IT-гигантов как Facebook, Google и Twitter, чьи интернет-ресурсы занимают в России лидирующие позиции по охвату аудитории. 
По оценке одного из авторов законопроекта (https://t.me/webstrangler/1357), под новые правила однозначно подпадут такие сервисы как Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, Google AdWords, YouTube, WhatsApp, Viber, Telegram, Steam, WorldOfTanks.

В связи с характером указанных мер принуждения, которые могут применяться к иностранным IT-компаниям за нарушение законодательства, новые правила могут напрямую коснуться и российских пользователей данных сервисов, в том числе рекламодателей. Так, могут быть ограничены показ приобретенной рекламы, покупки в приложении или онлайн-игре.
Предлагаемое регулирование актуально и для российских разработчиков, открывающих компании в иностранных юрисдикциях, если созданные ими интернет-сервисы будут удовлетворять требованию об охвате полумиллионной суточной аудитории в России.

В целях правильного оформления статуса представительства иностранного юр.лица в России или регистрации российского юр.лица с иностранными учредителями, а также грамотной организации работы с персональными данными российских граждан рекомендуем обращаться к юристам. Наша компания специализируется на работе в данной сфере и готова оказать консультационные услуги по всем возникшим вопросам.