Выступили экспертом в Торгово-промышленной палате РФ

Директор Московского офиса Лариса Науменко выступила в ТПП РФ с докладом по теме «Основная проблематика применения модели офсетных контрактов в РФ»
Подготовлено специалистами ЦПО групп
19.12.2022
12 декабря 2022 года в Торгово-промышленной палате РФ в смешанном формате состоялся круглый стол на тему «О механизмах стимулирования инвестиционной активности в реальном секторе экономики. Факторы, сдерживающие заключение офсетных контрактов в импортозамещение».

В мероприятии приняли участие Президент ТПП РФ Сергей Катырин, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин и директор Департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Кирилл Баранов.

Директор Московского офиса Лариса Науменко выступила на заседании с докладом по теме «Основная проблематика применения модели офсетных контрактов в РФ».

Делимся с нашими читателями докладом по теме спикера:

«Внедрение офсетных контрактов произошло в 2016 году с принятием ст. 111.4 в 44-ФЗ. 

Плюсы для инвестора и заказчика очевидны. В текущих условиях контракт со встречными инвестиционными обязательствами может стать мощным механизмом импортозамещения.

Вместе с тем, число контрактов незначительное, за первые 6 лет - к лету 2022 года - было 7 (5 в Москве, по одному в Уфе и Московской области): лекарственные препараты, медицинские изделия, детское питание, транспорт.

То есть при всей привлекательности модели и ее положительного влияния на экономику, она пока еще не получила должного развития и далека от полномасштабного применения. Уже сейчас очевидно, что возможности не реализованы полностью (как по сферам применения, так и по территории). Поэтому на основе изучения рынка, законодательства и практики нашей компании можно определить текущую проблематику данного вида договоров.

Почему же за столько лет действия этой нормы заключенных офсетных контрактов всего несколько единиц?

На первый взгляд, кажется, что дело только в том, что субъекты редко объявляют конкурс на заключение контракта со встречными инвестиционными обязательствами. 

Но проблемы на самом деле лежат гораздо глубже.

Одна из основных причин – слишком высокий порог входа. Несмотря на то, что минимальный объем инвестиций уменьшен в 10 раз и сейчас составляет 100 млн. руб., даже такая сумма для многих регионов является неподъемной.

Кроме того, у бизнеса (которые выступают инвесторами), возникают и другие проблемы, которые остались не разрешены.

Одна из существующих проблем – это отсутствие правового регулирования в регионах. Все мы понимаем, что привлечение предпринимателей к заключению офсетных контрактов возможно при наличии понятной нормативной базы. Сейчас этим может похвастаться в полной мере только несколько регионов – Москва, МО, СПб, Свердловская область (около 10). Однако большинство регионов вопрос еще не урегулировали. Но без детальной проработки нормативной базы такой контракт так и останется невостребованным. 

Проблематика срока контракта. Офсетный контракт может быть заключен сроком до 10 лет. При этом, реализация такой серьезной инвестиции практически всегда будет требовать, как минимум, нескольких лет. Например, в Москве срок освоения производства по офсетным контрактам это 2 – 4 года, а срок закупок 7 – 8 лет. Однако бюджетное планирование предполагает трехлетний период. Вопрос, который интересует бизнес: что если дальше в бюджет не будут заложены финансовые обязательства? И как минимизировать риски? Допустимо ли в этом случае расторжение контракта какой-либо из сторон? Как инвестору защищать свои интересы – через возмещение убытков? Страхование? 

Что делать в случае если через 5-7 лет поставка товара будет невозможна или невыгодна?

Сейчас вопрос открытый, и он представляет определенную сложность, а по сути – препятствие для инвестирования. С другой стороны, серьезный инвестиционный проект, связанный с освоением или модернизацией производства, и не может быть быстроокупаемым, это годы и годы.

Множество вопросов возникает в части реализации межрегиональных офсетных контрактов. В первую очередь, вопросы потери привлекательности для одного из двух регионов. В рамках офсетной сделки регион как заказчик достигает три цели: получение необходимого отечественного товара, создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений. Если мы говорим о создании или освоении производства («завод»), то он будет, скорее всего, только в одном регионе, т.е. второй регион теряет привлекательность в виде налогообложения и создания рабочих мест. Второе: отсутствие единой базы регулирования. На уровне субъектов вопрос может регулироваться несколько по-разному (сейчас во многих субъектах такого регулирования нет вообще). Это приводит к сложности совместной реализации проекта. И вопрос в цене: 400 млн рублей, что даже для совместных региональных проектов может быть дорого.

В настоящее время поставщиком может выступать только сам инвестор – сторона гос.контракта. Но все мы понимаем, что компании, которые готовы вложить миллиарды в строительство и реконструкцию производств – это как правило крупные холдинги. Понятно желание законодателя не допустить ограничение конкуренции, но в данном случае такое ограничение невыгодно ни инвестору, ни заказчику. Мы предлагаем предусмотреть механизм, позволяющий поставщику в исключительных случаях привлекать своих аффилированных лиц.

Повысить востребованность офсетных контрактов у МСП поможет банковский продукт с господдержкой. Льготное финансирование возможно и через центры поддержки предпринимательства. 

В целом, можно отметить положительное значение модели офсетных контрактов, которая реализована в РФ. Уже сейчас можно говорить о достигнутых результатах. Представляется, что снижение порога подстегнет дальнейшее развитие направления, будут заключены новые контракты, расширение пойдет в сферу высоких технологий, машиностроения, увеличится объем привлеченных средств за счет количества контрактов. Хочется верить, что активно подключится регионы. Но повторяем, для активного внедрения необходимо изучить возможность льготного финансирования проектов или предоставления налоговых льгот».

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: