Переоформление сотрудника самозанятым: сомнительная выгода для обеих сторон

Законодатель предусмотрел вероятность появления аналогичных схем. Какие негативные последствия незаконной «схемы» ждут работника и работодателя?

Новый закон о налоге на профессиональный доход

С 2019 года в четырех регионах России Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее-ФЗ№ 422) запущен экспериментальный проект по применению специального режима – налога на профессиональный доход (НПД).

Перейти на НПД могут самозанятые лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут деятельность в Москве, Московской области, Калужской области и республике Татарстан. Перешедшие на новый режим лица платят государству налог в размере 4%, если работают с гражданами, и 6%, если работают с юридическими лицами.

Кроме пониженных ставок НПД имеет другие преимущества: не нужно платить страховые взносы, приобретать кассу, передавать отчетность. В то же время работодатели отчисляют государству страховые взносы за своих работников в размере 30%, а 13% от заработной платы сотрудника удерживается в счет НДФЛ.

С введением НПД многие работодатели оценили преимущества нового режима и решили оптимизировать налоги оригинальным способом: работника увольняют, переводят в статус самозанятого и заключают с ним договор аренды рабочего места. На первый взгляд кажется, что указанная схема выгодна как работнику, так и работодателю и действительно помогает экономить на налогах.

Но что говорит о таком механизме закон?

Гражданско-правовой договор с самозанятым для бывшего работодателя

Законодатель предусмотрел вероятность появления аналогичных схем. В статье 6 ФЗ № 422-ФЗ закреплено, что объектом налогообложения по НПД признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Однако этой же статей введен ряд ограничений. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 6 не признаются объектом налогообложения доходы от оказания физическими лицами услуг и выполнения работ по гражданско-правовым договорам, если заказчиками этих услуг (работ) выступают работодатели указанных лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

При этом скрыть от налоговой инспекции, кто конкретно оплачивает услуги и работы самозанятого, не удастся. При формировании чека по доходам в приложении «Мой налог», который автоматически уходит в налоговый орган, нужно указывать ИНН плательщика. Выяснить, что компания, оплачивающая услуги самозанятого, еще недавно была его работодателем, не составит труда.

Далее гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой, со всеми вытекающими из этого последствиями.Работодателю грозят штрафы по статье 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, по статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов).
Также работодателю доначислят налоги и начислят пени, придется заплатить и взносы. Аналогичная судебная практика в РФ уже есть (Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 № 302-КГ17-382 по делу № А58-547/2016).

Применение сомнительных схем с самозанятыми и оформление гражданско-правовых договоров с сотрудниками, вместо трудовых, может вылиться даже для небольшой компании в потери, исчисляемые сотнями тысяч рублей.

Гражданско-правовой договор с бывшим работодателем для самозанятого

Сомнительна выгода таких правоотношений и для работника, если после переоформления в самозанятого он продолжает выполнять те же обязанности в той же компании. Работник теряет право на отпуска, больничные и иные гарантии работника и получает полностью «серую» зарплату, что отразится на размере пенсии. Кроме того, после выявления схемы, прикрывающей реальные трудовые отношения, с работника будет взыскан НДФЛ.

Компания может заключить с самозанятым договор аренды рабочего места, но только при условии, если раньше не являлась его работодателями. По истечении двух лет с момента прекращения трудовых отношений с лицом, ограничения для заключения с ним договора, как с самозанятым, прекращаются.