О запрете собственнику (законному владельцу) объектов электросетевого хозяйства взимать плату за переток электрической энергии по своим сетям

Взимание собственником объектов электросетевого хозяйства платы за переток электрической энергии до установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии – является нарушением антимонопольного законодательства
Собственники и иные владельцы объектов электрического хозяйства не вправе взимать оплату с потребителя за переток электроэнергии через свои объекты (в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила № 861)).

При этом собственники и законные владельцы объектов, через которые устройство потребителя опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации, могут оказывать услуги по передаче электроэнергии. Для этого необходимо использовать свои собственные объекты электросетевого хозяйства и установить тариф на услуги по передаче электроэнергии.

Действия собственников и владельцев, не имеющих статуса сетевых организаций, по препятствованию перетоку электроэнергии, а также взимание оплаты за переток нарушают пункты 3, 4, 10 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», что влечет соответствующие санкции для нарушителей. Такая позиция неоднократно озвучивалась государственными органами (см., например, Разъяснения Федеральной антимонопольной службы РФ по вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям).

Санкции предусмотрены статьей 9.21 КоАП РФ и являются достаточно существенными: однократное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. При повторном нарушении – штраф для должностных лиц составит от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Пунктом 4 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» также установлено, что владелец объектов электросетевого хозяйства, к которому в надлежащем порядке технологически присоединены объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, не имеет права препятствовать передаче электроэнергии на устройства (объекты) или от них. При этом, он обязан оплачивать потери, возникающие на своем объекте электросетевого хозяйства. Таким образом, собственник объекта электросетевого хозяйства вынужден нести некомпенсируемые расходы.

Представляется очевидным, что указанные нормы ограничивают имущественные права собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства, через которые осуществляется переток, но данное ограничение направлено на максимально полное соблюдение принципов недискриминационного доступа потребителей к такому важному ресурсу как электрическая энергия.

Как складывается судебная практика?

Ранее Конституционный суд РФ неоднократно указывал на тот факт, что рассматриваемые обязанности собственника (владельца) обусловлены особенным статусом объектов электросетевого хозяйства.

Следовательно, требования пункта 6 Правил № 861 направлены на защиту прав потребителей электроэнергии и не могут расцениваться как нарушающие права собственника (владельца) (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1580-О, Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 N 1463-О).

Взимание платы за переток электроэнергии в любой форме признавалось судами незаконным. Однако в апреле 2019 года Конституционный Суд РФ разъяснил, что не во всех случаях указанный подход может быть применим.

Признание запрета взимать оплату за переток электрической энергии частично не соответствующим Конституции РФ.

Конституционный суд РФ весной 2019 года признал положения пункта 6 Правил № 861 неконституционными в той мере, в какой они исключают возможность возмещения расходов, понесенных в связи с обеспечением перетока потребителям, с которыми были заключены собственником в статусе территориальной сетевой организации договоры о технологическом присоединении. (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 19-П).

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба АО – собственника объекта электросетевого хозяйства. В прошлом эта компания имела статус территориальной сетевой организации и оказывала услугу по передаче электрической энергии иным организациям. Однако из-за несоответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям компания была лишена указанного статуса.

Впоследствии, территориальная сетевая организация и гарантирующий поставщик расторгли заключенные с АО договоры поставки электроэнергии и на услуги по ее передаче.

АО обратилось в суд с иском к гарантирующему поставщику с целью взыскать с него неосновательное обогащение (расходы на услуги по передаче электрической энергии иным потребителям). Однако суды с отсылкой на п. 6 Правил № 861 отказали АО в удовлетворении требований, обосновав решение тем, что заявитель при отсутствии установленного для него как для сетевой организации индивидуального тарифа на услуги по передаче электроэнергии не вправе получать оплату услуг по передаче ресурса потребителям. Не согласившись с указанной позицией АО обратилось в Конституционный Суд РФ.

Рассмотрев жалобу, Суд напомнил, что регулирование отношений, связанных с оказанием субъектами электроэнергетики услуг потребителям электроэнергии, и регулирование правоотношений организаций электроэнергетической отрасли с потребителями их услуг призваны как обеспечивать доступность услуг для потребителей, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности для организаций. Такие разъяснения давались еще в 2012 году (Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 N 1813-О).

Правом на оказание возмездных услуг по передаче электроэнергии наделены территориальные сетевые организации. Стоимость услуг определяется исходя из тарифа и объема оказанных услуг. Компания, потерявшая статус сетевой организации, становится потребителем электроэнергии, следовательно, любое произведенное ранее технологическое присоединение устройств иных потребителей к ее объектам становится опосредованным присоединением. У таких организаций прекращается право на возмездное оказание услуг по передаче ресурса. Однако собственники (владельцы) отвечают за переток электроэнергии через свои объекты. В связи с запретом взимать оплату за переток такая компания не имеет возможности получать доход от указанной деятельности и не может возмещать связанные с ней расходы. Вместе с тем, эта деятельность для собственника связана со значительными затратами.

Собственники, по сути, принимают на себя часть имеющих публичное значение функций сетевой организации. При этом затраты, понесенные в связи с обеспечением перетока потребителям, с которыми были заключены договоры о технологическом присоединении компанией в статусе сетевой организации, не могут рассматриваться как принятые собственником добровольно.

Суд признал спорную норму ограничением конституционных прав граждан, нарушением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Правовой механизм для возмещения собственникам (владельцам) расходов в аналогичных случаях должен быть внедрен в российское законодательство РФ не позднее 01.01.2020 г.

Поменяется ли ситуация для остальных собственников (законных владельцев?)

Сложившаяся практика показывает, что суды в абсолютном большинстве случаев принимают решения в пользу соблюдения собственником (владельцем) электросетевого хозяйства запрета, установленного пунктом 6 Правил № 861. При этом обстоятельства, при которых такой запрет нарушен, не учитываются.

До настоящего времени так и не разрешен вопрос о запрете взимать плату за переток в отношении иных владельцев сетей, которые пусть и не являются сетевыми организациями, но имеют точно такие же проблемы с содержанием электросетевого хозяйства и несут финансовые потери, связанные с его содержанием.

Постановление КС РФ указывает на противоречие спорной нормы конституционным принципам, однако, разъяснения касаются исключительно владельцев сетей, которые ранее осуществляли деятельность в статусе территориальной сетевой организации. Это означает, что для остальных собственников (владельцев) ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем.