Быть или не быть легализованному «пиратству»?

04 марта 2022 года издание «Коммерсантъ» на своем сайте разместило публикацию, согласно которой Минцифры разрабатывает план по освобождению от ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения. Разбираемся в перспективах легализации параллельного импорта и «пиратства» в нашей статье
В данной статье под словом «пиратство» понимается не смысл «ст. 227 УК РФ» - нападение на судно, а использование нелицензированного ПО (ст. 146 УК РФ). За эти действия предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность.
04 марта издание «Коммерсантъ» разместило публикацию, в которой говорится о возможной легализации использования нелицензированного программного обеспечения со ссылкой на Минцифры России.

На следующий день, 05 марта, Минцифры России опубликовало сообщение с опровержением этой новости: «Минцифры России не вносило предложений по освобождению от ответственности за использование нелицензионного софта <...>. Минцифры выступает за стимулирование перехода на российское ПО». В этой же публикации сообщается о том, что вопрос «пиратства» и параллельного импорта планируется к обсуждению с Минэкономразвития.

06 марта 2022 года Председатель Правительства РФ подписал Постановление Правительства РФ № 299 «О внесении изменения в пункт 2 методики определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия и порядка ее выплаты».

Напомним, что п. 2 о методике определения размера компенсации и порядке ее выплаты был добавлен 30.04.2021 в статью 1360 ГК РФ, что позволило расширить возможности применения указанной статьи.
Статья 1360 ГК РФ дает возможность Правительству России в случае крайней необходимости (для обеспечения обороны и безопасности государства, охраны жизни и здоровья граждан), принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя. В таких случаях необходимо уведомление патентообладателя о таком решении и выплата компенсаций.
Подобные действия Правительства РФ не нарушают исключительные права, так как вписываются в общемировую концепцию различных стран, где законодательно допускается использование объектов интеллектуальной собственности в национальных интересах, и позволяют обеспечивать дальнейшее развитие, в том числе ИТ-отрасли.

Постановление Правительства № 299 от 06.03.2022 позволяет использовать запатентованные объекты без выплаты компенсации. Однако не решает вопрос с использованием программ, топологий интегральных микросхем и других объектов интеллектуальной собственности.
Считаем, что в настоящих условиях осторожное (точечное) распространение данной нормы на иные объекты интеллектуальной собственности Правительством РФ будет оправданным.
Каковы перспективы легализации параллельного импорта в России?
Параллельный импорт — это ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения правообладателя. Такой импорт называют товарами «серого рынка».

Легализация параллельного импорта связана с прекращением исключительного права на товарный знак, в рамках которого устанавливается три подхода: национальный, региональный и международный.
Национальный принцип исчерпания исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, установлен п. 6. ст. 1359 ГК РФ, а в отношении товарных знаков закреплен в ст. 1487 ГК РФ.

Согласно национальному принципу, исключительное право на товарный знак прекращается, если товар, на котором он размещен, введен в оборот в России самим правообладателем либо иным лицом с его согласия.

Национальный принцип исчерпания права на товарный знак позволяет правообладателю регулировать международный оборот товаров.
В настоящее время представляется интересным иной подход к исчерпанию исключительного права - международный принцип. Согласно ему, если правообладателем введен в оборот товар в любой стране мира, то последующие сделки с ним на территории государства, установившего международный принцип исчерпания исключительного права, не требуют согласия правообладателя.
Анализируя указанные подходы, необходимо отметить, что в текущих условиях для российского рынка, международный принцип позволит более широко применить параллельный импорт товаров, в том числе в ИТ-сфере.
Параллельный импорт товаров является хорошим стимулятором для развития малого и среднего бизнеса, поддержкой которого в последнее время занимается государство. В текущих обстоятельствах он может сохранить возможность получения оригинальной качественной продукции компаний, ушедших (или временно покинувших) российский рынок.
Стоит отметить, что параллельный импорт может быть легализован на фоне недобросовестных действий со стороны правообладателей. 

Конституционный Суд РФ в постановлении N 8-П от 13.02.2018 указывает на возможность отказа в правовой защите правообладателя, недобросовестно использующего механизмы национального или регионального регулирования: «Особую опасность такого рода действия могут приобретать для публичных интересов в связи с применением каким-либо государством санкций против России, ее хозяйствующих субъектов, следование которых со стороны правообладателя товарного знака, может само по себе рассматриваться как недобросовестное поведение... Злоупотребление исключительным правом на товарный знак, выходящее за разумные пределы защиты своего экономического интереса, влечет отказ в правовой защите».
Мы отслеживаем информацию о принимаемых правительством мерах, связанных с охраной, действием и использованием исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в России.