2 декабря 2021 года в СПб состоялось годовое заседание, посвященное проблемам и мерам поддержки бизнеса

Омбудсмен Санкт-Петербурга подвел итоги годовой работы по поддержке малого и среднего бизнеса на заседании круглого стола с представителями органов власти и бизнеса. Одним из спикеров выступила Анна Коняева – управляющий партнер ООО "ЦПО ГРУПП"
Подготовлено специалистами ЦПО групп
12.12.2021
2 декабря 2021 года Александр Абросимов - уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге провел заседание круглого стола.

По итогам совещания омбудсмен выразил благодарность ООО "ЦПО групп" за поддержку в организации и личное участие в круглом столе, неравнодушную позицию, высказанные предложения и озвученные инициативы.

Подробнее о мероприятии

Основными спикерами выступили представители бизнеса и органов власти Санкт-Петербурга, а также Анна Коняева – управляющий партнер ООО "ЦПО ГРУПП" (CPO GROUP).
Мероприятие проводилось с использованием видеосвязи. Прямая трансляция позволила принять активное участие, комментировать и задавать вопросы большому количеству лиц, заинтересованных в соблюдении интересов малого и среднего бизнеса.

На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

1. Проблемные вопросы подключения к электрическим сетям нежилых помещений, нестационарных торговых объектов и земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и переданных в пользование субъектам малого предпринимательства.

2. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена: проблемы правоприменения.

3. Проблемы и перспективы взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности и налоговых органов.

4. «Регуляторная гильотина» избыточных требований для малого бизнеса.

5. Поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях коронавирусных ограничений.
В рамках мероприятия поступил ряд предложений и конкретных рекомендаций, направленных на помощь малому и среднему бизнесу, например, рекомендации по предоставлению льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, об освобождении от процедуры специальной оценки условий труда.

С полной резолюцией можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге: читать

Полное выступление Анны Коняевой размещаем для читателей нашего сайта:

«Регуляторная гильотина» избыточных требований для малого бизнеса.

1. Обязательная специальная оценка условий труда

В настоящее время специальную оценку условий труда обязаны проходить любые предприниматели и компании, в штате у которых есть хотя бы один работник.

СОУТ – это специальная оценка условий труда. Законодатель дает следующее определение, что это единый комплекс мероприятий по определению вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.

СОУТ не распространяется на: 
 надомников, дистанционных работников;
 почему-то не распространяется на религиозные организации;
свое регулирование у государственных гражданских и муниципальных служащих.

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и если в течение 5 лет в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет.

Хорошо в теории, что фактически 1 раз в 10 лет можно делать, но закон не освобождает от проведения СОУТ при изменении ситуации на предприятии. Например, прием нового сотрудника, переход на новую должность одного из сотрудников, переезд компании в соседний офис, замена производственного оборудования, все это меняет ситуацию и влечет за собой обязанность опять сформировать документы по-новому.

Директор, у которого, например, два сотрудника обязан:

– создать комиссию;
– утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда;
– организовать проведение СОУТ, заключив договор с соответствующей организацией;
– ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда под роспись не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета;
– в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
– по итогам подготовить статистическую отчетность об условиях труда (декларация);
– подать декларацию соответствия условий труда в трудовую инспекцию;
– организовать размещение на своем официальном сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки в течение тридцати календарных дней.

Нарушение порядка проведения СОУТ, выполнение обязанности за пределами срока, установленного законодательством, уже влечет за собой административную ответственность. На юридические лица - до восьмидесяти тысяч рублей.

Повторное же нарушение может повлечь для должностных лиц дисквалификацию на срок до трех лет; для юридических лиц - приостановление деятельности до девяноста суток. Это очень существенно.

На практике к нам приходили компании, которые пострадали только из-за того, что не вовремя разместили информацию на своем сайте.

Похоже, что понимая бессмысленность этих работ, рынок давно устроен следующим образом, что компании, проводящие СОУТ, не выезжают на проверку в офисные помещения и работы проводятся дистанционно. Мы запрашивали, почему компании, проводящие СОУТ, не выезжают, ответ кроется в методике 33, согласно которой в офисные помещения могут не выезжать, однако это в методике прямо не сказано. Возможно, выезжают на крупные предприятия.

Получается, в офисных помещениях анализ проводится исключительно для галочки, никакой реальной пользы, установление каких-то показателей не происходит.

Однако происходит взимание денег с бизнеса. Например, СОУТ 7 рабочих мест по прайсу одной компании 10500 руб. В итоге подготавливается набор документов для предоставления контролирующим органам. Трудовой кодекс и так обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия охраны труда, создание и функционирование системы управления охраной труда; проведение оценки уровня профессиональных рисков.

С 01.03.2022 года вводится статья 209.1. Основные принципы обеспечения безопасности труда.

Рекомендовать Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге:

рассмотреть вопрос о подготовке обращения Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с просьбой об инициировании направления в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложений предпринимателей Санкт-Петербурга по внесению изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части освобождения субъектов малого предпринимательства от процедуры специальной оценки условий труда.

2. Что касается обязательного проведения мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» все организации должны проводить подготовку работников в области гражданской обороны.

При этом к организациям предъявляются требования:

– разрабатывать программы курсового обучения;
– осуществлять курсовое обучение работников и служб, создаваемых в организации;
– создавать и поддерживать в рабочем состоянии учебно-материальную базу;
– разрабатывать программу проведения вводного инструктажа по гражданской обороне;
– организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
– планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.

Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, предприниматели (работодатели) обязаны: создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, ответственного за гражданскую оборону. При этом специалист по гражданской обороне также должен иметь соответствующую подготовку, то есть пройти курсовое обучение, на которое его должен приказом направить работодатель. В дальнейшем такой специалист должен не реже одного раза в пять лет направляться на повторное курсовое обучение или повышение квалификации.
На рынке стоимость такого обучения составляет около 3 500 рублей с человека (т.е. 10 500 рублей минимум по предприятию в целом). Однако нанимать специализированную компанию не обязательно.

Однако зачем организации, которая никаким образом не связана с военным делом, уделять внимание вопросам гражданской обороны?

Возьмем, к примеру, парикмахерскую или маникюрный салон. Получается, они должны планировать мероприятия по ГО и защиты населения и территорий от ЧС, организовывать предупреждения ЧС и повышать устойчивость функционирования объектов экономики, изучать способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и прочее.

Полагаем, что это лишь является перекладыванием ответственности на предпринимателей, мелких торговцев, юридических лиц (численностью менее 100 человек) по решению вопросов, которые должны обсуждаться и реализоваться на государственном уровне.

В Российской Федерации существует комплексная система институтов и мер, созданных в целях обороны.

Имеется воинская обязанность граждан, военно-транспортная обязанность гос.органов, созданы Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти и так далее.

Федеральный закон «О гражданской обороне» выделил те организации, которые относятся к категории по гражданской обороне в зависимости от оборонного и экономического значения и которые в силу своей специфики имеют действительную необходимость осуществлять мероприятия по гражданской обороне. Это организации, имеющие мобилизационные заказы или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, уникальные в историко-культурном отношении объекты.

У органов власти имеется четкий перечень таких организаций, для которых актуальны вопросы гражданской обороны и проведение соответствующих мероприятий.

Хочется отметить, что для нарушителей предусмотрены несоразмерно высокие штрафы за не прохождение громоздкого и бесполезного обучения гражданской обороне.

Нарушение закона влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Представляется, что приведенные выше требования к субъектам малого и среднего бизнеса являются явно избыточными и обременительными. В связи с чем, видится нецелесообразным возлагать на все субъекты малого и среднего бизнеса обязанность по проведению мероприятий по гражданской обороне, так как это не соответствует деятельности большинства предпринимателей.
Учитывая изложенное, предлагается:

Рекомендовать Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге:

рассмотреть вопрос о подготовке обращения Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с просьбой об инициировании направления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предложений предпринимателей Санкт-Петербурга по внесению изменений в Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в части исключения субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не отнесены к категории по гражданской обороне из сферы регулирования указанного Федерального закона.