Трудовые книжки будут оформляться в электронной форме

16.01.2020

В декабре 2019 года Федеральным законом N 439-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие переход на электронные трудовые книжки. С начала 2020 года в ТК РФ появилась новая статья 66.1 ТК РФ, посвященная сведениям о трудовой деятельности граждан. Работодателю вменена новая обязанность формировать данные о трудовой деятельности своих работников в электронном виде. Теперь сведения о работнике будут храниться в электронном виде. Рассмотрим изменения подробнее.

Обязательно ли переходить на электронные трудовые?

Переход на новый формат для уже работающих граждан происходит в добровольном порядке, только с согласия работника. До 31.12.2020 работники должны принять решение о ведении своей трудовой книжки в электронном виде, или о сохранении бумажного документа и подать работодателю соответствующее заявление.

Работникам, подавшим заявление о ведении электронной трудовой книжки, бумажные будут выданы на руки (п. 5 ст. 2 Федерального закона № 439-ФЗ). Если работник решил оставить бумажную трудовую, работодатель должен вносить в нее сведения о трудовой деятельности и одновременно вести электронную документацию.

Бумажный документ сохранится и в случае, если работник не подаст работодателю заявление до конца 2020 года.

Для тех, кто впервые устраивается на работу с 2021 года, такой возможности выбора нет. Вся информация о деятельности данных работников будет храниться только в форме электронной трудовой книжки, без оформления бумажного документа.

Обязанности работодателя в связи с переходом на электронные трудовые книжки

Согласно статье 66.1 ТК РФ работодатель должен хранить в электронном виде данные о работнике, его месте работы и трудовой функции, сведения о переводах лица на другую постоянную работу, об увольнении, а также иную информацию согласно требованиям законодательства.

С начала 2020 года работодатель должен ежемесячно предоставлять в ПФР сведения о кадровых мероприятиях, или заявлениях работников о выборе способа хранения сведений о его трудовой деятельности. Такие отчеты подаются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было осуществлено мероприятие, или работник подал заявление (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

С начала 2021 года при приеме или увольнении работника работодатель предоставляет в ПФР сведения о его трудовой деятельности не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа о приеме или увольнении.

С учетом изменения законодательства работодатели должны:

  1. Принять локальные нормативные акты (или изменить имеющиеся) с учетом поправок в законодательство.
  2. При необходимости внести соответствующие коррективы в коллективные договоры и соглашения.
  3. Письменно уведомить работников об изменениях закона в части перехода на электронные трудовые книжки в срок до 30.06.2020.
  4. Обеспечить техническую возможность для направления данных в электронном виде в ПФР.

Как работнику ознакомиться со сведениями, хранящимися в его электронной трудовой книжке?

Доступ к данным электронной трудовой книжки граждане смогут получать через портал Госуслуг или личный кабинет гражданина на сайте ПФР, а также через приложения для смартфона. Гражданин может запросить у работодателя (бывшего работодателя) бумажную выписку, содержащую сведения из электронной трудовой книжки. Получить такую выписку можно и в ПФР, или в любом отделении МФЦ.

ПФР сообщает (http://www.pfrf.ru/branches/bryansk/news/~2020/01/09/197256), что у электронных трудовых книжек есть ряд преимуществ. Переход к электронному формату обеспечит работникам удобный доступ к сведениям о своей трудовой деятельности. Неточности и ошибки при ведении электронной документации будут сведены к минимуму. Расширятся возможности дистанционного трудоустройства.

В то же время очевидно, что работодатель не сможет воспользоваться перечисленными преимуществами в полном объеме в случае, когда наряду с электронной трудовой книжкой ему придется вести и бумажную.

В связи с переходом на новую систему, как у работников, так и у работодателей возникают опасения относительно возможных сбоев или взломов электронных систем, которые приведут к утечке персональных данных или утере сведений. Однако в информационном письме «О введении с 2020 года электронной трудовой книжки» ПФР сообщает о высоком уровне защищенности информационных систем. Кроме того, нельзя не принимать в расчет значительно возросшие трудозатраты работодателя на исполнение новой обязанности.

Товар добавлен в корзину
Оформить заказ

Смотрите также
от {{product.formated_min_price}}