Введение типовой формы банковской гарантии решит ли проблемы бизнеса? - интервью Коняевой А.Ю. журналу Коммерсантъ Санкт-Петербург

Сегодня банковское сообщество, юристы и бизнес отмечают бесспорные преимущества использования банковских гарантий как способа обеспечения исполнения обязательств в том числе и в сфере государственных закупок. Однако механизм выдачи и реализации банковской гарантии имеет ряд недостатков.

Некоторые эксперты отмечают, что создание и внесение в закон типовой формы банковской гарантии позволит значительно ускорить работу по выпуску таких документов и удешевит их.

Анна Коняева

Полный комментарий директора ЦПО Анны Юрьевны Коняевой журналу Коммерсантъ

Банковская гарантия предусмотрена как один из способов обеспечения исполнения обязательств. Риск неисполнения обязательств всегда присутствует в коммерческой сфере. Таков характер предпринимательской деятельности. Например, неоплата за поставленный товар или непоставка товара в срок и в принципе по вине поставщика, невозврат займа и т.п.

Банковская гарантия позволяет компенсировать указанные риски максимально. В частности, компенсировать убытки, понесённые потерпевшей стороной. Практика показывает, что механизм реализации данного способа обеспечения обязательств наиболее действенный ввиду наличия ряда преимуществ.

Преимущества банковской гарантии для сторон: банка, подрядчика (контрагента), государства (заказчика)

Следует отметить значительные преимущества банковской гарантии, позволяющие восстановить нарушенные гражданские права потерпевшей стороны:

  • Компенсация неисполненного обязательства в срок, т.е. высокая надёжность и быстрая реализация неисполненного обязательства
  • Компенсация суммы причинённого ущерба в пределах заранее согласованной с банком-гарантом суммы (что позволяет участникам предпринимательской деятельности заранее просчитать расходы и прибыль)
  • Строгая система критериев выдачи гарантий: банки очень тщательно проверяют платёжеспособность и цель заключения той или иной сделки, в счёт которой выдаётся банковская гарантия. Такая система позволяет провести оценку финансового состояния организации-исполнителя, с целью выявления способности выполнять порученные обязательства, так как кредитное учреждение выдает гарантию только организациям с устойчивым финансовым положением.
  • Исключение рискового характера предпринимательской деятельности (все риски несёт банк-гарант)
  • Безотзывный характер банковской гарантии
  • Возможность использования банковской гарантии для участия в госзакупках, для получения коммерческого кредита
  • Доверие участников гражданского оборота, поскольку на практике сомнений в платёжеспособности банка-гаранта не возникает у предпринимателей

Все указанные преимущества банковской гарантии дают предпринимателям множества возможностей по заключению выгодных контрактов и договоров.

Упрощает ли механизм предоставления банковских гарантий поиск надежных исполнителей контрактов?

Предоставление банковской гарантии, безусловно, влияет на поиск надёжных исполнителей. Не каждой организации и предпринимателю банк готов выдать гарантию, поскольку для этого необходимо пройти тщательную проверку (в том числе в области финансовой платёжеспособности). У банков есть свои механизмы контроля и службы безопасности, которые детально проверяют деятельность предпринимателя. Обращается внимание на наличие судебных процессов, в том числе банкротства, изменение состава участников, собственников бизнеса, сферу деятельности, наличие задолженности перед бюджетом (включая налоговые обязательства), отзывы в целом о работе предпринимателя, длительный характер деятельности.

Поэтому, в целом, такая система проверки банка-гаранта сводит к минимуму проверку добросовестности исполнителя. Тем не менее, это не означает, что заказчик (кредитор) не должен вообще проявлять осмотрительность и не проверять положение исполнителя. Безусловно, должны быть затребованы доказательства работы предпринимателя и его платёжеспособности (учредительные документы, провести проверку по системе ЕГРЮЛ, в том числе на общедоступных сервисах ФНС России по оплате налогов и сборов, регулярной сдаче отчётности, отсутствия процедур реорганизации либо ликвидации).

Что проще получить кредитование в банке под свои проекты или банковские гарантии?

Получение банковского кредита либо банковской гарантии не должно рассматриваться на предмет простоты. Это два разных банковских продукта!

Одобрение выдачи кредита либо гарантии – это всегда тщательная проверка предпринимателя службой безопасности банка. Всё индивидуально в каждом конкретном случае и зависит от целей обращения за кредитом. Например, банковская гарантия дешевле, по ней не надо платить проценты, в отличие от кредита. Но кредит выгодно получать для пополнения собственных оборотов компании, а гарантию – для исполнения конкретного обязательства по сделке.

Стоит ли вводить типовую банковскую гарантию в сфере госзакупок? Ее ввод решит какие-то сложные вопросы?

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает использование банковских гарантий при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с целью:

  • обеспечения заявок на участие в конкурсах и закрытых аукционах (ст. 44);
  • обеспечения исполнения контрактов, в том числе обеспечения исполнения обязательств поставщиков по возврату авансов и обязательств в гарантийный период (ст. 96)

Статья 45 указанного Закона предусматривает все требования и обязательные реквизиты банковской гарантии в сфере госзакупок. Действующее законодательство до настоящего времени не обеспечивает баланс интересов всех сторон, участвующих в контрактной системе. По-прежнему для банковской системы сохраняется риск уклонения исполнителей госзаказа от надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Введение просто типовой формы не позволит решить существующие проблемы (тем более, все требования и реквизиты для банковской гарантии уже установлены Законом). Банковским сообществом предлагаются иные возможные шаги по разрешению сложных вопросов.

Например:


  1. Ужесточение банками требований к клиентам при выдаче гарантий в рамках ФЗ N-44;
  2. Необходимость предоставления банку имущественного обеспечения;
  3. Повышение стоимости получения банковских гарантий для компенсации расходов банков по формированию резервов на покрытие возможных потерь.

В целом решение усматривается в изменении ряда норм законодательства с целью устранения текущего дисбаланса интересов сторон и сохранения для исполнителей госзаказа возможности получения банковских гарантий в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов.

Нужен ли вообще механизм бесспорного списания гарантии? Какие вопросы он поможет решить?

Механизм бесспорного списания предусмотрен ФЗ № 44-ФЗ (ч. 3 ст. 45). Бесспорное списание помогает максимально быстро восстановить положение потерпевшей стороны, т.е. госзаказчика. Но практическая реализация бесспорного списания имеет свои нюансы. В частности: не каждый банк выдаёт гарантию с таким условием. При рассмотрении заявки на гарантию с условием бесспорного списания денежных средств банки предъявляют более высокие требования к финансовому состоянию клиента, наличию у него опыта исполнения аналогичных контрактов на соответствующие суммы.

Данный механизм изначально при выдаче гарантии обеспечивает безоговорочную выплату со счёта банка-гаранта денежных средств. В принципе это направлено на благие цели. Однако надо учитывать интересы и гаранта и установить чёткий механизм и вероятные случаи бесспорного списания денег, учитывая интересы всех сторон.

Ознакомиться с полной версией новости: www.kommersant.ru

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 150-50-45
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности