Инструкция по написанию претензии: что важно знать

Когда обязательно направлять претензию?


Претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). Несоблюдение обязательного претензионного порядка является основанием для возврата искового заявления или оставления его без рассмотрения.

Для большинства гражданско-правовых споров претензионный порядок с 1 июня 2016 года стал обязательным.

По каким делам не нужно соблюдать претензионный порядок

  • дела о выдаче судебного приказа
  • дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  • дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
  • дела о несостоятельности (банкротстве)
  • дела по корпоративным спорам
  • дела о защите прав и законных интересов группы лиц
  • дела о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования
  • дела об оспаривании решений третейских судов

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.

Форма претензии


По общему правилу, претензия предъявляется в письменной форме за подписью руководителя организации или иного уполномоченного лица по доверенности.

В претензии, как правило, указываются:

  • обязательство, по которому возник спор (если есть договор – указать его реквизиты)
  • нарушение, допущенное контрагентом
  • суть требования, которое необходимо исполнить (например, расчет суммы задолженности)
  • обстоятельства, на которых основаны требования со ссылками на нормы закона
  • сроки устранения нарушений

Претензия должна быть направлена способом, позволяющим достоверно установить ее получение адресатом. Например, ценным письмом с описью вложения, путем вручения контрагенту под роспись, отправка курьерской службой. В этом случае документ, подтверждающий направление или получение должником претензии будет доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Кроме того, от этой даты отсчитывается срок ответа на претензию - тридцать календарных дней, если иной срок не установлен законом или договором.

Место нахождения (юридический адрес) организации-должника может не совпадать с его фактическим адресом. Рекомендуется проверять место нахождения организации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).


Составление грамотной и мотивированной претензии, ее своевременное направление должнику является одной из составляющих успеха в разрешении спора с Вашим контрагентом

Ольга Самсонова младший юрисконсульт ЦПО

Преимущества претензионного порядка:

  • возможность урегулировать проблему мирным путем, без обращения в суд
  • экономия времени и финансов, так как судебное разбирательство повлечет за собой значительные издержки для обеих сторон
  • получение объяснений, документов от оппонента до суда (возможно это позволит дополнить доказательственную базу)
  • корректировка дальнейшей стратегии в зависимости от поведения оппонента,
  • в случае обязательного досудебного урегулирования, прохождение предусмотренной процедуры

Младший юрисконсульт
ООО «Центр правового обслуживания»
Самсонова Ольга

Консультации, отдел по работе с клиентами, решение юридических вопросов
С помощью формы или по телефону:
+7 (495) 213-91-10
CAPTCHA

Отправляя данные формы, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности