Защита интересов теплоснабжающих организаций при применении льготных тарифов

Теплоснабжающие организации, применяя в расчетах с абонентами льготные тарифы, недополучают денежные средства, которые государство обязано возместить из бюджета. В процессе фактического получения денежных средств из бюджета ТСО сталкиваются с трудностями, обусловленными как сложностью нормативной базы, так и не всегда обоснованным подходом органов власти к вопросу возмещения недополученных доходов
Общие сведения
Одним из способов реализации социального характера государства является установление льготных тарифов на тепловую энергию некоторым категориям потребителей. Так, к примеру, Законом Санкт-Петербурга «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга» льготы предоставляются собственникам жилых помещений и даже деятелям искусства, потребляющим тепловую энергию в творческих мастерских. 

Однако производственные затраты теплоснабжающих организаций (ТСО) на снабжение своих потребителей тепловой энергией не зависят от того, какой категории потребителей в дальнейшем эта энергия подается. Размер льготного тарифа заведомо не покрывает весь комплекс таких затрат ТСО. В связи с этим ТСО при расчетах с применением льготных тарифов недополучают денежные средства, возникают так называемые выпадающие доходы, которые должны возмещаться поставщику из бюджета.

Размер выпадающих доходов определяется по формуле:
ВД = (V x Тэ) - (V x Тл),
где:
ВД – выпадающие доходы;
Тэ – экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для группы потребителей "население" (без НДС);
Тл – льготный тариф потребителям (без НДС);
V – объем поставленной потребителям энергии.
Органы государственной власти устанавливают тарифы на тепловую энергию в том размере, в котором они считаются экономически обоснованными, т.е. покрывающими разумный объем затрат на производство и передачу тепловой энергии. Наряду с указанными тарифами устанавливаются льготные тарифы (в существенно меньшем размере), которые выполняют исключительно социальную функцию – снижение финансовой нагрузки на население в части платы за коммунальные услуги.

Таким образом, при расчетах с применением льготных тарифов компания-поставщик вынужденно оказывается "в минусе".
Выпадающий доход – это сумма, которую ТСО недополучила в связи с применением льготного тарифа и которую государство обязуется компенсировать.
Федеральное и региональное правовое регулирование порядка возмещения выпадающих доходов ТСО
Возмещение выпадающих доходов ТСО регулируется как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне установлены основные принципы отношений по возмещению выпадающих доходов ТСО. На региональном же уровне утверждаются конкретные правила взаимодействия между ТСО и уполномоченными органами власти.

Поскольку нормы федерального законодательства носят общий, "рамочный" характер, у органов государственной власти субъекта РФ появляется достаточно большая степень свободы при определении требований, которым должна соответствовать ТСО для получения компенсации. Это порождает почву для злоупотреблений и создания ситуаций, затрудняющих реальное получение ТСО денежных средств из бюджета. При определении прав и обязанностей ТСО и ответственных за возмещение выдающих доходов органов государственной власти действуют следующие правила:

Федеральный уровень:

1. Органы государственной власти обязуются в установленных законом случаях на безвозмездной и безвозвратной основе предоставлять субсидии организациям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов (ч. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

2. При установлении льготных тарифов на тепловую энергию не допускается повышение тарифов для других категорий потребителей (часть 13 статьи 10 ФЗ «О теплоснабжении»).

3.Субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать категории потребителей, имеющих право на льготы, основания предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций (часть 14 статьи 10 ФЗ «О теплоснабжении»).

4.Аналогичные нормы содержатся также в постановлении Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".

Федеральные правовые акты не предусматривают каких-то определенных случаев, когда выпадающие доходы ТСО могут возмещаться уполномоченными органами не в полном, а в частичном размере. Из этого следует, что уполномоченные органы субъектов РФ обязаны компенсировать недополученные доходы ТСО в полном объеме, что также подтверждается судебной практикой.

Наряду с федеральными нормами, устанавливающими безвозмездность, безвозвратность и полноту компенсации недополученных средств, существуют также региональные правила. Причем нормативные акты субъектов РФ часто являются объемными сводами правовых норм процедурного характера, что, с одной стороны упорядочивает процесс возмещения, а с другой – сильно его усложняет, причем не всегда обоснованно.

Например, в Санкт-Петербурге порядок возмещения урегулирован в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 08.02.2022 N 78, данным порядком к ТСО для получения возмещения предъявляются следующие требования:

1. Не иметь задолженностей по возврату в бюджет Санкт-Петербурга субсидий, инвестиций.
2. Не находиться в процессе процедур ликвидации, реорганизации, банкротства.
3. Доля участия в уставном капитале иностранных юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах, не должна превышать 50%.
Однако важно иметь в виду, что исходя из установленного Конституцией приоритета норм федерального законодательства над положениями правовых актов субъектов Российской Федерации порядок возмещения выпадающих доходов не должен противоречить "рамочным" нормам федерального уровня. При наличии такого противоречия приоритет должен отдаваться положениям федерального законодательства.
Это значит, что положения региональных правил, прямо нарушающих федеральные правила, не должны применяться либо могут быть оспорены.
Права и обязанности ТСО
ТСО в процессе возмещения выпадающих доходов также имеет определенный набор прав и обязанностей. С одной стороны, ТСО, как было отмечено, имеют право требовать своевременной, безвозмездной и безвозвратной выплаты субсидий, компенсирующих выпадающий доход в полном объеме.
С другой стороны, из необходимости определения размера выпадающих доходов (подлежащего возмещению) логичным образом вытекает обязанность ТСО обосновать и доказать количество поставленных потребителям ресурсов (объем поставки тепловой энергии по льготным тарифам).

Данная обязанность, как правило, находит свое отражение в нормативных актах регионального уровня, устанавливающих порядок возмещения выпадающих доходов ТСО.

В качестве примера также можно привести требования, действующие в Санкт-Петербурге. Наряду с требованиями, уже приведенными в предыдущей части статьи, в Петербурге установлены следующие обязанности ТСО:

1. Обязанность соблюдать порядок, условия и цели получения субсидий;
2. Обязанность подтверждать фактическое количество отпущенной энергии – составлять и согласовывать с потребителями акты сверок объемов по форме, утвержденной Жилищным комитетом.

Поскольку в каждом регионе РФ внедрены свои правила возмещения выпадающих доходов - практика правоприменения в регионах отличается друг от друга. Кроме того, региональные органы заинтересованы в сохранении бюджетных средств, в связи с чем, процедура по возмещению является отнюдь не простой. В каждом отдельном случае требуется тщательный анализ существующей нормативной базы, и грамотное выстраивание действий ТСО для получения положенного возмещения.

Как показывает практика – даже у самых опытных организаций могут возникать конкретные вопросы или необходимость в сопровождении процесса по возмещению выпадающих доходов.
Специалисты ЦПО групп готовы оказать необходимую помощь в вопросах возмещения выпадающих доходов и в следующих статьях раскроют дополнительные аспекты существующих проблем в данном направлении с учетом развития судебной практики по обозначенному вопросу.
Передков 
Иван Геннадьевич
Ведущий юрисконсульт Ц
cpo41@pravorf.ru

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group: