Осенью 2019 года в России начнут функционировать новые суды

Плюсы и минусы судебной реформы в системе судов общей юрисдикции прокомментировала руководитель группы компаний ЦПО Коняева Анна

Еще летом 2018 года Государственной Думой РФ был принят закон об изменении судебной системы России (Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ).
В системе судов общей юрисдикции были выделены пять отдельных апелляционных судов и девять отдельных кассационных судов. В настоящее время суды формируются, а начать работу они должны осенью 2019 года.

Как суды общей юрисдикции работают сейчас?

В рассматриваемой системе сегодня действуют суды субъектов РФ, районные суды, мировые судьи, которые в пределах своей компетенции разрешают дела в первой инстанции, то есть в полном объеме. Некоторые категории дел в первой инстанции рассматривает Верховный суд РФ.

Принятое судами первой инстанции решение можно обжаловать в апелляционном порядке. Апелляционной инстанцией для районных судов являются суды областные. Если стороны судебного разбирательства сочтут решение областного суда незаконным, они вправе обжаловать его в следующей, кассационной инстанции. При этом жалоба будет рассмотрена президиумом того же областного суда.

Иными словами, при действующей системе во многих случаях дело проходит несколько инстанций в пределах одного суда, а выйти за пределы региона он может только после того, как пройдет несколько стадий. Несмотря на тот факт, что в кассационной и апелляционных коллегиях разные составы судей, действуют эти коллегии в рамках одного суда, под руководством одного председателя.

Новый порядок осуществления правосудия

Новыми апелляционными судами будут пересматриваться дела, которые в первой инстанции рассматривают суды субъектов (Верховные суды республик, краевые и областные суды). Они же будут рассматривать споры по вновь открывшимся, или новым обстоятельствам. 

По аналогии, новые кассационные суды будут разрешать дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся, новым обстоятельствам. Такие суды являются вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям и судам общей юрисдикции, действующим в пределах определенного судебного кассационного округа. 

У новых судов будут свои судьи и председатели. Важно отметить, что закон ограничивает срок их полномочий. Председатель и заместители назначаются на должность сроком на шесть лет и не могут быть назначены больше двух раз подряд.

Постоянное судебное присутствие

Суды будут действовать в пределах определенных судебных округов, включающих в себя сразу несколько регионов. При этом для лиц, которые находятся в других регионах, и не имеют возможности лично обратиться в апелляционный или кассационный суд, законодателем приняты меры, гарантирующие доступность правосудия. Законом предусмотрена возможность образования постоянного судебного присутствия, расположенного за пределами пребывания суда. Это подразделение является обособленным и осуществляет все полномочия суда.

Значение изменений

Судебная реформа существенно меняет действующую сегодня систему. Апелляционные и кассационные жалобы на решения судов больше не будут рассматриваться в суде, который изначально разрешал дело.

Не секрет, что суды одного региона, которые должны осуществлять правосудие полностью независимо, взаимодействуют друг с другом. Кроме того, судьи знакомы с адвокатами, представителями правоохранительных органов, такое положение дел порождает вопросы о давлении на судей, возможной заинтересованности в конкретном исходе дела.

Создание надрегиональных судов направлено на устранение коррупционной составляющей и исключение регионального влияния на суды при пересмотре дела. Также изменения должны обеспечить независимость судей при вынесении решений.

Предполагается, что с окончательным внедрением новой системы суды будут работать абсолютно независимо, граждане получат возможность эффективно защищать свои права, а Верховный суд РФ сформирует единые подходы при отправлении правосудия.

Отрицательные последствия

1) Затраты на юридические услуги. Изменения, однозначно, повлекут увеличение затрат на юридические услуги, связанные с командировками, наймом юристов в другом регионе, транспортными расходами. Возможно, при проведении заседаний с помощью систем видео-конференцсвязи эта проблема нивелируется, но в настоящее время не все суды имеют для этого необходимое оборудование и помещения.

2) Затраты на оснащение новых судов и кадровое обеспечение. Государство должно обеспечить новые суды должным оснащением: зданиями, кадрами. До настоящего времени материальная база не обеспечена. 

3) Кадровые вопросы. Как будет решаться кадровая проблема? Кадровый отбор судей в новые суды еще не производился, а между тем, есть риск не сформировать должный качественный состав новых судов. Ведь назначение судей – это не быстрая процедура: например, возможны отказы кандидатам по различным основаниям.

Также настораживает отсутствие четких критериев для формирования состава новых судей. В этом отношении нет достаточной открытости в подборе судейских кадров, не понятны критерии отбора, мотивация нового судебного состава. Предполагается, что одним из важных критериев является высокая грамотность судей.
Есть риск, что «оголятся» кадры районных судов, а о резервах судов, из которых уходят судьи в апелляцию, кассацию никто не побеспокоился. 
Для обеспечения новых судов должным составом судей необходимо продумать повышение их квалификации и обучение, а также мотивацию кандидатов в судьи.